ну что, вам сказать, сочувствующие и подбадривающие, жалеющие и обнадёживающие? сегодня встретились с учительницами нашего старшего дитяти. и?
1. математика. "всё замечательное, нет никаких нареканий, она всё, что нужно по программе, усваивает и умеет обращаться с накопленными знаниями". (
orphanka, я помню о том, что обещала написать о "полоскании мозгов", напишу, только сдам мидтёрм по экономике в четверг)
2. язык - "о, нет никаких проблем, более того, богатый словарный запас, умелое использование стилистики (sic)" - вы не знаете, добрейшие мои, какая там стилистика в 8 лет? ан нет, таки не врут педагогини, я почитала и впечатлилась. - "истории интересные - но только, ТОЛЬКО если тема интересна Эле". ага. ну ясный пень, мне тоже не интересно читать про ценовую дифференциацию, а уж писать про это, милейшие, увольте.
3. чтение - "всё замечательно, уровень чтения/понимания соответствует началу пятого класса (10 лет)"
занятнейшие мои, проблема, оказывается, проста. имел наш ребёнок эту школу в гробу и белых тапочках. то есть, нет. сгладим контраст. не интересует Элю, практически, ничего в школе, что ей там даётся и что от неё требуется. успевает она по программе - и будьте здоровы. а учительницам какого рожна надо?
не поверите, справедливейшие. им надо, чтобы ребёнок делал всё аккуратно, чисто и вовремя, без напоминаний.
мы тоже не отказались бы от такого.
но это не самое гнусное. и не от училок, в общем, зависит гнусность положения, но их неумение увлечь деточку не улучшает ситуацию.
**********************
ищем мы мотивацию, сообща, чтобы Эля не просто интересовалась ходом школьного дня, а чтобы и самостоятельно действовала, лучшим образом. про мотивацию я упомяну чуть ниже, она там важную мысль озвучит.
как выяснилось, от Эли требуется несколько больше, чтобы просто раскрыв рот прослушать материал и ответить на простой вопрос. от Эли требуется законченная, отлично сделанная работа, с несколькими примерами, обоснованиями использования тех или иных видов решения и - сданная вовремя.
от некоторых в классе требуется немногое. от неё - намного, намного больше, почему? потому что Эля, по словам учительниц, способна на многое большее, чем большинство её одноклассников.
внимание, правильный вопрос:
знает ли Эля, чтО именно от неё требуется и то, что от неё требуется больше, чем от других?
на этом вопросе учительницы смутились.
вот в чём фиговый листок, внимательные мои: дети видят работы друг-друга, проделанные в классе практически, всегда.
и так как всех одинаково гладят, в общем, по головке, за любую представленную оку работу, то и адекватные оценки они не слышат и не видят, публично. то есть, критика - конструктивная критика - как часть оценки, часть отзыва публичного, невозможна.
раз в неделю они пишут самостоятельные работы по различным предметам, и видят комментарии учительские в пометках на полях в самостоятельных "молчаливых" работах. вот эти комментарии и полны критики и иногда утверждениями вроде "ты можешь лучше".
о мотивации. конечно, важно, чтобы ребёнок делал работу хорошо на за мороженое или за поход в кино. важно, чтобы было приятно, что работа сделана хорошо. отбирать перемену или кружок в художественной студии - не выход. в первом случае у ребёнка мозги вышибет от невозможности хоть немного побегать, во втором она просто расстроится ужасно и будет видеть в нас, родителей, врага, заодно с учительницами. чем заинтересовать Элю? учительницы разовдят руками, приводя в пример некоторых детей, которым очень нравится работа с компьютером. эти дети в качестве награды получают десять минут на компьютере, если они провели школьный день продуктивно и без замечаний.
наше болтливое, чуть затенчивое, начитанное и, в общем, равнодушное ко всему, что школа может предложить в качестве пряника, дитя сложно чем-либо смотивировать, не выходя за стенки школы (школьные затенки, как вам? - ничего общего, только личные воспоминания)
уже идя из школы, я слушала мужа, который говорил мне про невозможность оценивать собственную работу на фоне остальных, и сказал, что, мол, в его годы (sic), твоё сочинение просили прочесть у доски, если оно было отлично написано, на тему заданную. а если было оно хорошо написано, а ты дурака валял, то никто сочинение кроме учителя и родителей и не читал.
о! сверкнула у меня мысль в голове. мои-то сочинения я читала частенько у доски. и да, это, пожалуй, самое приятное воспоминание от школы моей. а Элю бы на раз-два такое условие смотивировало бы! ей бы только внимание к собственным сочинениям - то, что Эля бы ценила и чего бы добивалась...
но, увы. увы. я уже спросила (а муж предупреждал даже не париться) у учительниц, как им такой пряник для Эли: хорошо проведенный день, с отличной работой и отдачей и - вуаля, за это она может прочесть классу свою страничку-другую.
увы. нельзя ставить в пример работы в классе. нельзя сравнивать работы "горизонтально", то есть, среди учеников, а только "вертикально", то есть, работы одного ученика с его же работами.
*********************
спасибо, терпеливые мои, за внимание.
будем думать над мотивацией.
на сегодняшний день решили сделать нечто вроде дневника каждодневного, где в графах предметов и участия ученицы (внимание, правильные ответы, поведение) будут ставиться "птицы", и этот дневник будет путешествовать в папке домой каждый день.
первая училка очень хорошо подготовилась и была сама серьёзность. а другая была сама сумасшествие, хотя старалась звучать авторитетно.
N.B. к ёлкиной чести надо признать более старательное отношение к письменным заданиям вчера и её безразмерное, по моему опыту, терпение и даже благодушие в совместном корпении над математикой. оказалось, кстати, что обязательное задание по математике она делает буквально в течени пяти минут, а вот то дополнительное, над которым она потеет долго - самое что ни на есть опциональное. училки сказали не заморачиваться. я ответила, чтобы это они сказали Эле не заморачиваться, а то она считает обязательным всё и пыхтит, тратя время вместо того, чтобы сделать остальную домашку и не мучаться.
N.B.B. я считаю, что сложение и вычитание в столбик есть нужное умение. но, по-моему, им толком не объясняли как делать "перенос и заём". или, нельзя отрицать безаппеляционно, Эля прохлопала ушами, когда объясняли. но именно на эти примеры не надо тратить время, по словам учительниц, если не знаешь толком.