Технические выборы

Feb 10, 2010 01:08

10.02.10 Юрий Чаусов

Гадание «пропустят или не пропустят» кандидатов от данной партии или коалиции имеет значение лишь постольку, поскольку позволит партиям и коалициям рассчитывать на преимущественную позицию в оппозиционном поле в преддверии более значимых избирательных кампаний.


?Бюджет избирательной кампании кандидата в областные советы депутатов составит 280 тыс. белорусских рублей, а для кандидатов в депутаты сельских и поселковых советов 35 тыс. белорусских рублей (т.е. 1 базовую величину). Использование собственных средств на избирательную кампанию запрещено. По всей видимости, провести эффективную избирательную кампанию за такие средства не представляется возможным. В этих условиях, что демократические силы в целом могут извлечь из этой кампании по минимуму и максимуму?

Юрий Чаусов. Белорусский вариант финансирования расходов кандидатов на выборах достаточно экзотичен: ситуация, когда все кандидаты получают определенную сумму из госбюджета и не имеют права привлекать финансирование из иных источников, не выглядит разумной. Наша модель мажоритарной избирательной системы не рассматривает партии как самостоятельного участника избирательного процесса - партии участвуют в выборах через своих кандидатов. Государство финансирует партийное участие в выборах не через предоставление партиям дотаций в зависимости от количества набранных голосов или добытых мандатов, а через предоставление равного объема финансирования всем кандидатам - и партийным, и непартийным.

В сочетании с достаточно жестким контролем со стороны избирательных комиссий за использованием кандидатами побочных средств (вплоть до исключения нарушителей из избирательной гонки) эта модель делает малозначимым финансовый фактор в агитационной кампании. На белорусских местных выборах действительно побеждают не деньги - потому что деньги в кампании не участвуют.

Кандидаты, поддерживаемые властями, уповают на административный ресурс и благоприятное отношение избирательных комиссий при подсчете голосов. Для демократических кандидатов главным ресурсом остается личный контакт с избирателями, в том числе через кампанию агитации от двери до двери. И те, и другие исхитряются привлекать для агитации и некоторый объем побочных средств, но он в силу своей нелегальности лишь в малой степени компенсирует мизерность государственного финансирования.

Предвыборная кампания - период, когда, казалось бы, должны проявиться смысл и назначение политических партий как машин по поддержке на выборах политических деятелей, исповедующих идеологию определенного порядка. Но на деле белорусские партии могут оказать своим кандидатам лишь методическую, правовую и, в некоторой степени, организационную поддержку. Партии участвуют в выборах лишь опосредованно - реально эффективные кампании оппозиции возможны лишь там, где будут выдвигаться амбициозные кандидаты-энтузиасты. Единых общенациональных кампаний партии на местных выборах по существу не проводят.

Таким образом, и возможные цели оппозиционных партий на местных выборах напрямую не связаны с завоеванием мандатов. Этот вопрос принципиален для каждого в отдельности самоотверженного кандидата, не скрывающего своей оппозиционности, но для партий он вторичен. Гадание «пропустят или не пропустят» кандидатов от данной партии или коалиции имеет значение лишь постольку, поскольку позволит партиям и коалициям рассчитывать на преимущественную позицию в оппозиционном поле в преддверии более значимых избирательных кампаний.

На президентских выборах принципиальное значение будет иметь наличие партийных структур как средства сбора ста тысяч подписей, необходимых для выдвижения в качестве кандидата. На парламентских выборах влияние партийной организационной и политической поддержки так же возрастает. К тому же, с учетом изменений в избирательном законодательстве, в будущих кампаниях более высокого уровня партии станут играть существенную роль и для сбора средств в индивидуальные избирательные фонды, не предусмотренные на выборах в местные советы.

Пока же основное внимание партий, которые принято относить к демократическим силам, сосредоточено на оценке изменений в организации выборов по обновленному избирательному законодательству. Для оппозиционного политического сообщества большое значение имеет доступ оппозиции в избирательные комиссии, при этом особое внимание будет уделено уровню участковых комиссий. В принципе, главным показателем для демократических сил в целом станет не завоевание некоего количества мандатов, а включение партийных выдвиженцев в избирательные комиссии.

выборы, партии

Previous post Next post
Up