Нефть и оборона

Jan 15, 2010 05:07

15.01.10 Александр Алесин

Привязка вопроса обеспечения стратегических интересов Москвы на западном направлении к вопросам нефти действительно имеет место.
-----

? На фоне энергетического противостояния с Москвой и фактического отказа Беларуси председательствовать в ОДКБ, А. Лукашенко поручил активизировать работу по подготовке новой редакции Концепции национальной безопасности. Кроме того, было заявлено, что этот документ должен стать «отправной точкой и связующим звеном всех последующих документов стратегического планирования». Какие первоочередные вызовы стимулируют подготовку этого документа? Какие «новые подходы» к национальной безопасности могут быть отражены в Концепции ?

Александр Алесин. Действительно, 11 января 2010 г. на совещании по вопросам обеспечения военной безопасности государства, президент Беларуси Александр Лукашенко сделал поручение соответствующим гоструктурам (и в первую очередь Совету безопасности и министерству обороны) активизировать уже начатую работу по подготовке новой редакции Концепции национальной безопасности.

Обосновывая свое решение, он заявил о том, что появление в мире «новых центров силы, нарастание соперничества за доступ к природным ресурсам, жесткая конкуренция моделей общественного устройства, глобальный экономический кризис порождают все больше противоречий» и, следовательно, повышают значимость всей системы обеспечения национальной безопасности.

По словам президента, новая редакция Концепции национальной безопасности, сохраняя преемственность и тесную взаимосвязь с принятыми ранее фундаментальными документами в этой области, должна стать отправной точкой и связующим звеном всех последующих документов стратегического планирования.

И, тем не менее, как полагают многие эксперты, решение о совершенствовании комплекса основополагающих документов, регламентирующих вопросы национальной безопасности и обороны отнюдь не является спонтанным и сиюминутным.

В обоснование своей точки зрения они приводят высказывания глава Администрации президента РБ Владимира Макея, сделанные им 5 декабря 2009 г. во время официального представления личному составу военного ведомства нового министра обороны Юрия Жадобина и государственного секретаря Совета Безопасности Леонид Мальцева.

В своем выступлении Владимир Макей счел нужным заявить, что, делая эти назначения, президент обратил особое внимание, что принципиальные подходы к обеспечению военной безопасности Беларуси никаких изменений претерпеть не должны и следует развивать те начинания, которые были заложены Леонидом Мальцевым.

Месяцем позже 6 января 2010 г. официальную точку зрения относительно фундаментальных основ нашей обороны в интервью военным СМИ озвучил и министр обороны РБ генерал-лейтенант Юрий Жадобин. Из его слов следует, что противостоять современным вызовам и угрозам возможно только коллективными усилиями. В этом плане укрепление сотрудничества с Россией, было и остается одним из основных направлений внешней политики нашей страны.

Таким образом, из вышеизложенного вроде бы следует, что нет оснований рассматривать итоги совещания от 11 января 2010 г., посвященного вопросам совершенствования системы национальной безопасности, в контексте нынешнего раунда энергетического противостояния Беларуси и России.

Если бы не одно «но». 30 декабря 2009 г. во время пресс-конференции для центральных и региональных СМИ президент РБ Александр Лукашенко заявил, что укрепление Беларусью своей системы безопасности - это хорошая прибавка и к обороне России у которой на Западе «кроме нас практически ничего нет». «И сегодня я не устаю говорить, что это большая услуга России, за которую надо платить».

Таким образом, привязка вопроса обеспечения стратегических интересов Москвы на западном стратегическом направлении к вопросу предоставления ею Минску энергоносителей (в данном случае нефти) действительно имеет место. И проведение упомянутого совещания в момент, когда белорусско-российские «нефтяные» переговоры зашли в тупик является напоминанием Кремлю об этом.

экспресс-экспертиза

Previous post Next post
Up