09.03.09. Максим Жбанков, Андрэй Расiнскi Фантастика без идеи - пустое морализаторство, имитация первоисточника. Мы получаем имитационные продукты, за которыми нет реальной боли, нет конфликта интеллектов. Нет авторского неравнодушия. А раз автор равнодушен, то и зритель тоже - пришел, вышел и выбросил билет.
-----
Максим: Иногда кажется, что кинематограф в своём развитии идёт по кругу. Сорок лет спустя после появления текстов советских диссидентствующих фантастов братьев Стругацких их не самые лучшие произведения становятся основой для очередных российских блокбастеров. Ситуация кажется парадоксальной и нелепой. Беллетристика духовного сопротивления (в трактовке советских 60-ых) оказывается востребованной путинско-медведевским идеологическим кинематографом. Культура сопротивления на службе культуры лояльности.
Андрэй: Але супярэчлівасьць закладзеная ўжо ў самой фантастыцы слынных братоў. Так, гэта амаль падпольныя творы, што капіяваліся на хатніх друкаванках паўсьляпымі шрыфтамі…
М.: Я помню, как мне на ночь давали самиздатовскую распечатку «Диких лебедей». Утром нужно было вернуть.
А.: …але твор “Населеная выспа”, у якім цэнзары зрабілі пад 900 правак, - гэта дысыдэнцкі камуністычны твор. Гэта крытыка «сталага» сацыялізму імпэтным камсамольцам. Камсамолец трапляе на таталітарную плянэту Саракш - і ладзіць там закалоты адпаведна сваім поглядам. Кніга выглядала падрыўной: замбаваньне насельніцтва, татальная прамыўка мазгоў, Невядомыя Бацькі (ананімнае Палітбюро) - і зацяты герой, гатовы зьнішчаць усіх і кожнага. Але гэта савецкая этыка канфлікту. Чаму гэта сёньня запатрабавана? Чаму менавіта сёньня зьявіўся фільм Федзі Бандарчука «Населеная выспа»?
М.: Начнем с того, что это не самый удачный текст Стругацких. Наиболее комиксовый и дидактичный. Когда я первый раз читал «Обитаемый остров» с иллюстрациями будто из дешёвых американских комиксов, где атлетический блондин расшвыривает мужичков с автоматами, было чувство черновика, несерьёзного наброска к чему-то более значительному. «Обитаемый остров» теряется на фоне таких концептуальных вещей, как «Трудно быть богом» или «Жук в муравейнике». Одномерность и главного персонажа, примитивность коллизий - это почти памфлет, плоская реальность, которая ближе к «Незнайке на Луне» Носова . Там, кстати, главный герой тоже попадает на внутреннюю Луну, как и в ситуации с Саракшем. Фельетонность повествования и оказалась востребованной.
далее