С опорой на собственные силы

Sep 06, 2007 06:22

06.09.07 Константин Скуратович

Лукашенко вновь сформулировал стратегию развития пивоварения с опорой на собственные силы. Однако есть ли они - силы.

Принципиально отрицательное отношение к привлечению иностранцев в белорусское производство Лукашенко выразил давно и, по обстоятельствам, всегда старается его реализовать.

В пивоварении - это памятный случай с российской «Балтикой», которая уже приступила к реконструкции «Крыницы», но была остановлена твердой рукой. На то, чтобы вернуть вложенные деньги «уважаемым россиянам» понадобилось гораздо более времени и усилий, чем на достижение первоначальной договоренности с Лукашенко.

И, если не подводит память, после изгнания «Балтики» была оперативно сверстана национальная программа развития пивного дела в стране. В первом варианте, поскольку с каждым годом в нее вносились существенные изменения. Слабым местом стал пивоваренный ячмень. По замыслу его должны были выращивать специально для этого финансируемые пивзаводами сельхозпредприятия. А пивзаводы под это получали госпреференции, включая льготные кредиты. Но деньги осваивались, а после уборки урожая оказывалось, что ячмень до пивоваренных кондиций не дотягивал. Приглашали даже иностранных спецалистов из стран, авторитетных по пивному делу. Те хватались за голову, наблюдая за тем, с каким упорством хозяйства настаивают на своем праве нарушать все агротехнические правила и нормы выращивания ячменя именно для пивоваренных целей.

Слабонервные иностранцы после этого отказывались работать на самых выгодных условиях, покидая Беларусь сразу же по истечению минимально оговоренных сроков. Наши же спецы, воспитанные на плановом хозяйстве, которое практически без изъятий восприняла и так называемая белорусская модель, только посмеивались: «Не можно впрячь в одну телегу коня, и трепетную лань!». Дело в том, что в плане-прогнозе «пивоваренный ячмень» - это всего лишь одна, причем не самая главная, для самого хозяйства, района, области и страны позиция. Главная - это валовый сбор зерновых. Поэтому довольно значительные средства, получаемые в целях специальных (под пивоваренный ячмень) использовали в основном для повышения валового сбора зерновых вообще.

Тут существуют какие-то технологические нюансы, но ход рассуждений специалистов был именно таковым.

В итоге каждую осень аграрники рапортуют - госзадание по производству пивоваренного ячменя выполнено. А пивовары начинают искать деньги на покупку солода за рубежом. К слову, в нынешнем году рапорты «с мест» о фактическом выполнении данного задания пошли чередой буквально наутро после завершения совещания у Лукашенко о стратегии развития пивной отрасли.

В общем, все просто. Но и не совсем. Лукашенко не один раз приходил на помощь отдельным предприятиям (часто у нас это одно и то же, что и отрасли, в силу монопольного положения получателей господдержки на внутреннем рынке), давая возможность определенное время продержаться, чтобы потом отблагодарить президента и страну результатами эффективной работы. Где-то получается, где-то не совсем, кому-то он совсем не помогает, а вроде бы даже радуется его неминуемому банкротству. Как в случае с «Мотовело», главное прегрешение которого заключалось в том, что оно самоприватизировалось (стало чем то вроде «народного предприятия») еще до прихода Лукашенко к власти. А после прихода всячески противилась реприватизации.

Определенные результаты есть, например, в тракторо- и автостроении, удалось сохранить производство холодильников и телевизоров. Но примеров успешного сотрудничества именно с иностранным держателем капитала в Беларуси практически нет. Разве что компания Velcom, государственную долю которой недавно продали кипрскому компаньону. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

А вот с пивом не получается, В том числе и потому, что нельзя принципиально ограничить присутствие на белорусском пива российских производителей, к опыту которых все больше присматриваются украинцы. И дело не только в славянском братстве. Россия, например, довольно жестко следит (в том числе и после случая с «Балтикой») за практикой осуществления интересов своих компаний в нашей стране. И в случае чего, вполне могут быть приняты адекватные ответные меры. Могут запретить ввозить в Россию мясо, молоко и прочие белорусские товары, благо в поставщиках эта «могучая энергетическая держава» недостатка не испытывает.

Вот потому при росте потребления пива в Беларуси на 20% за 2006 год потребление российского выросло в 5 раз.

Поэтому (если без эмоций) понятно, что для резкого ограничения его импорта надо объявлять России пивную войну, что в принципе возможно, но несерьезно. Настолько, что этого никто не поймет.

В общем, если говорить об итогах совещания, то они не совсем ясны. Ведь одно дело - сказать, что потенциал есть, но денег не хватает. Лукашенко даже назвал сумму: 15-16 миллионов долларов, которые необходимо вложить в производство солода, чтобы удвоить объемы его урожая и полностью обеспечить потребности пивзаводов. А те, в свою очередь, завоюют рынок, вытеснив конкурентов.

реформирование, инвестиции

Previous post Next post
Up