07.11.08 Сергей Альфер ...для этого нужно «всего-то» доказать обществу, что воля народа реально трансформировалась в честное, нефальсифицированное избрание его представителей.
----------------------
{C сокращениями}
Часть 3. Что нужно сделать для признания выборов в Беларуси свободными и справедливыми.
I. Что предлагается для изменения сложившейся ситуации
Для того чтобы найти решение данной проблемы, необходимо сначала признать как очевидные два факта, касающихся белорусской партийной оппозиции, предварительно разобравшись с вопросом, что же понимается под белорусской партийной оппозицией.
Теоретически в оппозиции действующей власти - в зависимости от ее действий - может находиться и 30, и 50, и даже более 90% (как в случае с отменой льгот) населения страны. Однако одно дело возмущаться действиями властей на кухне, и совершенно другое - проводить определенные мероприятия по изменению положения в стране. Как показывает опыт последних лет, проводить последнее в состоянии только политические партии Беларуси, входящие в настоящий момент в состав Объединенных демократических сил (ОДС). Это объединение под разными названиями существует уже на протяжении порядка 10 лет - начавшись с Координационной рады демократических сил через Пятерку плюс и Десятку плюс и перейдя к нынешнему состоянию. В объединении менялись субъекты, часть из которых приходила и уходила, но общая цель координации или объединенной деятельности всегда оставалась одна - это изменение системы власти в Беларуси с целью ее демократизации. Ведь очевидно, что только в условиях демократического режима каждый из политических субъектов путем реально выраженной воли народа может пытаться реализовать свои программные цели.
На чем основывается этот вывод? На том, что за это время только объединенной партийной оппозиции удалось проводить значимые акции, привлекающие пристальное внимание в стране и за рубежом (все избирательные кампании в Беларуси с 2000 г. имеют самостоятельное значение только благодаря осознанному участию в них объединенной партийной оппозиции, акции предпринимателей стали приводить к частичному решению их проблем только после подключения к ним партийной оппозиции, власти стали возвращать убранные льготы только после инициированной партийной оппозицией кампании и ряд других. Автор понимает неоднозначность этого вывода, но попробуйте объективно опровергнуть его.
Автор также считает, что любые согласованные действия требуют участия в них и других структур гражданского общества, в первую очередь различных неправительственных объединений. Роль НПО в генерировании определенных идей и дальнейшей их разработке чрезвычайно важна. Но многие из этих идей могут быть реализованы только при совместной работе с политическими партиями, где последние выступают проводниками таких начинаний в жизнь. Отсюда и постоянное желание политической оппозиции по привлечению к совместной работе максимально широкого количества общественных структур. Насколько явно выражено это желание и насколько удается организовать совместную работу - это уже другой вопрос, но в отсутствии желания работать вместе с НПО партийную оппозицию упрекнуть все-таки нельзя.
Вместе с тем за прошедшие после разгона Верховного Совета 13 созыва 12 лет успехов у политической оппозиции было гораздо меньше, чем поражений. Партийная оппозиция не является системной, наблюдаются признаки ее маргинализации, возможностей влиять на принимаемые властями решения практически не осталось. И это вынуждает сделать печальный вывод, что в настоящий момент самостоятельно легальным образом (а другим и не могут и не хотят) белорусская политическая оппозиция изменить существующую в стране систему правления не может.
Второй вывод, гораздо более спорный, чем первый, заключается в том, что только вместе с международным сообществом белорусская политическая оппозиция может решить проблему демократизации страны. Спорный в том плане, что за последние 12 лет таких попыток было достаточно много, но результата от белорусских властей добиться так и не удалось. Почему - вопрос очень важный, но находящийся за рамками настоящего рассуждения.
Тем не менее, в 2008 году интерес к возобновлению взаимоотношений с западными странами начала проявлять белорусская власть. Были освобождены все политические заключенные, было продекламировано, что выборы пройдут в более демократичном русле. И хотя последнего вообще не произошло, и как в 2004 году все 110 «депутатов» были назначены властями, тем не менее, диалог начинается. Появилась небольшая надежда, что совместно с международным демократическим сообществом оппозиция сможет начать обсуждать с властями и, может быть, решить часть спорных вопросов.
9 октября 2008 года Европарламент принял резолюцию, в которой рекомендовал прекратить визовые санкции для определенной части белорусских чиновников. 17 октября на заседании Совета министров иностранных дел стран - членов ЕС было принято решение об отмене запрета на въезд в ЕС Александра Лукашенко и 35 иных госслужащих. В результате невъездными в страны Евросоюза остались пятеро из списка: четверо представителей силовых структур, ответственных за политические исчезновения, и председатель Центральной комиссии по выборам Л. Ермошина. Санкции были приостановлены на полгода с возможностью их автоматического возобновления в случае отказа белорусских властей от диалога. В качестве ответного шага с белорусской стороны Европарламент призвал белорусские власти выполнить ряд мер по демократизации жизни страны. Среди этих мер есть и предложения по изменению законодательства по выборам и практики его применения.
В резолюции Евросоюза содержатся четыре предложения, связанные с выборами. Так, призывая белорусское правительство в будущем проводить истинно демократические выборы, соответствующие международным демократическим стандартам, Европарламент рекомендует внести следующие изменения в избирательное законодательство и практику его применения:
- создать равные (справедливые) условия и возможности для проведения настоящей электоральной кампании для всех кандидатов;
- гарантировать включение представителей всех политических партий, участвующих в выборах, в избирательные комиссии всех уровней, особенно участковые комиссии [1];
- гарантировать, что процесс голосования исключает какие-либо возможности махинаций;
- упразднить процедуру досрочного голосования или предоставить гарантии того, что бюллетени (голоса) из урны досрочного голосования обрабатываются отдельно от общего количества бюллетеней и эти результаты отдельно вносятся в регистрационные протоколы.
Как мы видим, даны общие рекомендации по изменению избирательного законодательства. Очевидно, что эти общие рекомендации должны быть конкретизированы и превращены в конкретные предложения по изменению закона.
На настоящий момент вышеуказанные четыре пункта резолюции Европарламента не облечены в какую-то конкретную форму. Большая конкретизация предложений была сделана белорусской политической оппозицией. Предложения, разработанные экспертами, были затем обсуждены и приняты Политсоветом Объединенных демократических сил. Их всего шесть:
1. Для создания справедливых условий и возможностей для проведения действительной избирательной компании всеми кандидатами (Статья 7, пункт а) резолюции Европейского Парламента от 9 октября 2008 г. о ситуации в Беларуси после парламентских выборов 28 сентября 2008 г.) предлагаются следующие изменения:
1. Предусмотреть, что проведение агитационных мероприятий во время проведения избирательной кампании не подлежит регулированию в соответствии с Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». В период агитационной кампании кандидаты (их доверенные лица) проводят встречи с избирателями и пикеты без предварительного уведомления, а митинги, уличные шествия и демонстрации - с уведомлением о них не позднее чем за три дня в органы внутренних дел.
2. Для гарантии включения представителей всех политических партий, участвующих в выборах, в избирательные комиссии всех уровней, в особенности в участковые комиссии (Статья 7, пункт b) резолюции Европейского Парламента от 9 октября 2008 г.) предлагаются следующие изменения:
1. Политические партии, заявившие в соответствии с решением своего руководящего органа об участии в выборах всех уровней (местных Советов, парламента, Президента), путем выдвижения своих представителей в избирательные комиссии (окружные, территориальные, участковые), имеют право делегировать в избирательную комиссию любого уровню как минимум по одному своем представителю. В этом случае орган, который формирует комиссию, обязан включить на равных условиях как минимум по одному представителю от всех политических партий, которые заявили о таком выдвижении. Для реализации этого пункта предлагается внести изменения в ст. 35 Избирательного кодекса Республики Беларусь, в которой предусмотреть, что избирательные комиссии формируются в первую очередь из числа членов политических партий. В случае если предложений о включении представителей от политических партий в состав комиссий больше, чем предусмотренное законом максимальное количество членов соответствующей комиссии, то регистрирующий орган обязан сформировать комиссию в большем составе, удовлетворив права всех партий, высказавших желание принять участие в формировании соответствующих избирательных комиссий. Только в случае, если политические партии не высказали желания принять участие в формировании комиссий в полной мере, комиссии доукомплектовывается из числа предложений общественных объединений, трудовых коллективов, граждан.
2. В ст.35 Избирательного кодекса отменяется ограничение на участие в формировании территориальных, участковых избирательных комиссий тем партиям, которые не имеют нижестоящих структур на соответствующей территории.
Обязанностью органа, образующего избирательные комиссии, является сформировать комиссии в первую очередь из представителей политических партий. Это даст возможность обеспечить независимость избирательных комиссий, усилит роль партий и обеспечит транспарентность избирательного процесса. Исключение из Избирательного кодекса искусственно ограничивающих партии норм о необходимости наличия нижестоящих структур при формировании участковых избирательных комиссий позволит политическим партиям самим определят степень своего участия в выборах и обеспечит равенство их прав.
3. Для гарантированного предотвращения махинаций в процессе голосования (Статья 7, пункт c) резолюции Европейского Парламента от 9 октября 2008 г.) предлагаются следующие изменения:
1. Процедура подсчета голосов.
1.1. Подсчет голосов осуществляется гласно и открыто. Наблюдатели находятся на таком расстоянии от стола, где осуществляется подсчет голосов, которое позволяет им в полной мере видеть всю информацию, содержащуюся в бюллетене для голосования.
1.2. Подсчет голосов последовательно ведет один из членов участковой избирательной комиссии (УИК), который гласно озвучивает волеизъявление избирателя в каждом из бюллетеней для голосования, демонстрируя бюллетень всем членам УИК и наблюдателям.
1.3. Отдельно подсчитываются голоса избирателей, которые приняли участие в досрочном голосовании (если такой вид голосования останется в избирательном законодательстве), затем голоса, отданные по месту нахождения граждан, и далее голоса, отданные в день выборов. В итоговом протоколе каждый из видов голосования отображается отдельно.
1.4. Копия итогового протокола, засвидетельствованная печатью УИК и подписанная председателем и секретарем УИК, по первому требованию изготавливается и выдается наблюдателям, присутствующим при подсчете голосов.
1.5. Окружные (территориальные) избирательные комиссии подводят итоги голосования немедленно с момента получения протоколов УИК, заслушивая в открытом заседании в присутствии наблюдателей отчеты передающих пакеты с документами УИК председателей этих УИК.
4. Для исключения процедуры досрочного голосования или гарантии того, что бюллетени досрочного голосования обрабатываются отдельно (Статья 7, пункт d) резолюции Европейского Парламента от 9 октября 2008 г.) предлагаются следующие изменения:
1. Отменить досрочное голосование.
2. В случая, когда полная отмена будет оспариваться экспертами со стороны власти с использованием аргумента об опасности массового нарушения прав избирателей на участие в голосовании, допустить досрочное голосование только в порядка исключения и с следующими ограничениями:
2.1. Предусмотреть, что на территории округа (территориальной комиссии) досрочное голосование проводиться только на одном участке для голосования, в котором регистрируются и принимают участие в голосовании все избиратели, которые мотивированно не могут принять участие в голосовании в день выборов. Документами, подтверждающими невозможность голосования в день выборов, являются:
• направление в санаторий или другое место лечения в стационарном медицинском учреждении;
• направление в командировку или необходимость на все время выборов в день голосования находиться по месту службы (сотрудники милиции, МЧС, скорой помощи и т.д.), которая подтверждается письменной справкой нанимателя;
• другие документы, которые подтверждают невозможность принять участие в голосовании в день выборов (билет на междугородный / международный транспорт, путевка в места отдыха / лечения и т.д.). Мотивированное заявление и документы, образующие основания для досрочного голосования, не позже чем за день до выборов представляются в соответствующую УИК.
3. По окончанию каждого дня досрочного голосования члены УИК в присутствии наблюдателей опечатывают в отдельном конверте неиспользованные бюллетени для голосования и списки избирателей. Затем опечатывается прорезь для опускания бюллетеней в ящике для голосования. Ящик для голосования хранится в отдельном помещении на территории участка для голосования, которое опечатывается членами УИК с проставлением их росписи на опечатанном листе бумаги.
5. Для обеспечения права на обжалование действий избирательных комиссий и итогов голосования предлагаются следующие изменения:
1. В статьях 79, 82, 89 Избирательного кодекса Республики Беларусь изменить срок обжалования на пятидневный с момента окончания выборов для выборов Президента Республики Беларусь и трехдневный для выборов депутатов местных Советов всех уровней, депутатов Палаты представителей.
2. Законодательно гарантировать возможность судебного обжалования любых решений избирательных комиссий всех уровней.
6. Для обеспечения прав наблюдателей предлагаются следующие изменения:
1. Наблюдатели имеют право без предварительного уведомления присутствовать при осуществлении всех полномочий избирательной комиссии, в том числе:
• на заседаниях соответствующих комиссий;
• при пломбировании или опечатывании ящика для голосования;
• при досрочном голосовании и в день голосования в помещениях для голосования с момента пломбирования или опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования;
• при голосовании по месту нахождения граждан, при этом комиссия обязана обеспечить по просьбе наблюдателя его присутствие на этой стадии избирательного процесса;
• наблюдать за действиями избирательных комиссий, осуществляющих проверку собранных подписей в подписных листах;
• наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования, при этом наблюдатель может находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования, не нарушая при этом тайного голосования;
• при подсчёте голосов на избирательном участке находиться на таком расстоянии от членов комиссии, которое даёт ему возможность обозревать содержимое избирательного бюллетеня;
• обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования и подсчёта голосов к председателю участковой, счетной комиссии или его заместителю;
• знакомиться с избирательными списками, данными о количестве избирателей, внесённых в избирательные списки и проголосовавших в дни проведения выборов по всем видам голосования, получать информацию о ходе голосования, о результатах подсчета голосов, знакомиться с протоколами соотве5тствующих комиссий, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию;
• получать по первому требованию заверенные председателем и секретарём комиссии копии протоколов комиссий всех уровней о результатах голосования и итогах выборов;
Если внимательно присмотреться к приведенным предложениям, то окажется, что все они находятся в полном соответствии с предложениями ОБСЕ по изменению избирательного законодательства Беларуси[2]. Все они могут быть разделены на следующие блоки:
- существенное расширение прав наблюдателей. Очевидно, что те формальные права наблюдателей, установленные Избирательным кодексом и жестко ограниченные простым окриком председателя комиссии, не могут дать возможности объективного наблюдения за всем избирательным процессом и являются недостаточными;
- установление нового принципа образования избирательных комиссий, дающего приоритет политическим партиям и исключающие влияния на них исполнительных органов;
- изменение условий проведения агитационной кампании, дающие всем кандидатам равные права;
- исключение досрочного голосования (либо установление четких требований к досрочному голосованию). Представляется, что если состав участковых избирательных комиссий будет сформирован на плюралистической основе, то их члены могут предотвратить возможную фальсификацию досрочного волеизъявления граждан. Поэтому в случае запрета немотивированного прихода и установления конкретных оснований досрочного прихода избирателя на участок этот вид голосования можно и оставить.
- и, наконец, в сфере избирательных споров должна действовать статья 60 Конституции, утверждающая право защиты нарушенных прав каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом. Следует признать, что конституционная норма должна безусловно действовать при любом нарушении прав лица, однако надо же хоть с чего-то начинать. Вот и рекомендуется начать с избирательного законодательства, несколько изменив для этого статью 335 Гражданского процессуального кодекса. Сроки обжалования должны быть реалистичные (отметим, что экспертами вначале предлагался единый десятидневный срок для обжалования итогов выборов).
Необходимо также отметить, что политики не включили в итоговые предложения возможность исключения трудовых коллективов как субъектов избирательного процесса. На отстранении трудовых коллективов (а кто знает, что это такое?) от участия в избирательном процессе последовательно настаивает во всех своих заключениях ОБСЕ, Вместе с тем этот вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Ведь право трудовых коллективов на участие в выборах установлено в статье 69 Конституции. Однако Конституция представляет трудовым коллективам только право выдвижения кандидатов в депутаты, причем это право должно быть установлено законом. Поэтому не нарушающим конституционные права трудовых коллективов будет их право на выдвижение кандидатов в депутаты только местных Советов. Что же касается иных их функций, то исключение их из закона приведет к закономерной деполитизации трудовых коллективов, что является нормой не только во всех цивилизованных странах, но и в странах СНГ.
Представляется, что предложенные политической оппозицией изменения фактически оставят для трудовых коллективов право на выдвижение кандидатов в депутаты и наблюдателей и отстранят их от участия в формировании избирательных комиссий. Исходя из этого, вероятно, вопрос об исключении трудовых коллективов из избирательного процесса в настоящий момент было решено не обсуждать.
Предложения, очевидно, более конкретны, чем предложенные в тексте резолюции Европарламента, однако также носят достаточно общий характер. Представляется, что их конкретизация может состояться в случае начала реальных переговоров по этому вопросу. И вот здесь перед политической оппозицией стоят две важные задачи. Первой задачей является убедить международные структуры (Европарламент, Еврокомиссия, Евросоюз) в приемлемости предложенных оппозицией изменений избирательного законодательства, чтобы предложения оппозиции стали и конкретными предложениями этих европейских структур. Второй не менее важной задачей является участие белорусской политической оппозиции в этих переговорах. Ведь не секрет, что часть западного дипломатического корпуса считает возможным договариваться с белорусскими властями без учета мнения оппозиции. Очевидно, что двухсторонние переговоры только между белорусскими властями и международным сообществом неприемлемы для оппозиции.
Вышеназванные предложения потребуют доработки и оформления в особые проекты Законов об изменениях Избирательного кодекса Республики Беларусь.
Что же касается иных предложений по изменению закона, то они неоднократно делались на протяжении этих лет [3]. В качестве примера можно посмотреть предыдущую публикацию автора по вопросам изменения белорусского законодательства о выборах на этом сайте [4]. Представленные в этой статье предложения и дополнения в закон были адаптированы к современному состоянию Избирательного кодекса, приняты политической оппозицией и даже переданы ей в Палату представителей. Впрочем, последняя, как и ожидалось, не захотела их рассматривать. Существуют также и конкретные законопроекты по выборам, которые можно использовать при изменении законодательства. Существуют конкретные предложения ОБСЕ и Венецианской комиссии. Так что база, наработанная на протяжении ряда лет, позволяет, при наличии политической воли, быстро внести согласованные изменения в избирательное законодательство. Политическая воля оппозиции и международного демократического сообщества к такому диалогу есть. А вот появится ли она у белорусских властей - мы очень скоро увидим [5].