1 марта 1863 года родился Фёдор Сологуб.
_
_Не затеряется и голос мой
в хваленьях ангельских, горящих ясно.
Земля была моей тюрьмой,
но здесь я прожил не напрасно.
_
К каким только литературным направлениям не причисляли Фёдора Сологуба: его называли и символистом, и модернистом, и натуралистом, и декадентом. Его произведения эпатажны и вызывающи даже на фоне литературной раскрепощённости нынешней эпохи.
До революции этот поэт считался признанным мэтром и современники относились к нему с искренним преклонением. Ещё в 1910 году М. Волошин писал: «Если бы меня спросили, кто самый значительный из современных беллетристов, то я не колеблясь назвал бы Фёдора Сологуба. Для меня нет сомненья, что он больше всех других имеет шансы остаться в истории литературы». Это мнение, видимо, разделяли и читатели. В дореволюционную пору было предпринято издание трёх(!) многотомных собраний сочинений Сологуба - факт беспрецедентный.
Но совсем по-другому отнеслась к нему победившая власть рабочих и крестьян. Сологуб не вписывался в канонизированную схему духовного развития нашего общества. В школах его преподносили как декадента, «упадочного» поэта, критики именовали «подвальным Шопенгауэром», «поэтом зла и Дьявола», «идеологом безыдейной упадочной буржуазии» (Луначарский), чьё творчество - «за гранью литературы и представляет интерес главным образом для психиатров».
_
Цветы дня наглых, вино дня сильных,
Рабы послушны тому, кто смел.
На свете много даров обильных
Тому, кто сердцем окаменел.
_
Что людям мило, что людям любо,
В чём вдохновенье и в чём полёт,
Все блага жизни тому, кто грубо
И беспощадно вперёд идёт.
_
О правде мира что б ни сказали,
Всё это - сказки, всё это - ложь.
Мечтатель бледный, умри в подвале,
Где стены плесень покрыла сплошь.
_
Подвальный воздух для чахлой груди,
И обещанье загробных крыл.
И вы хотите, о люди, люди,
Чтоб жизнь земную я полюбил.
_
Разумеется, такие стихи были «не созвучны эпохе».
Создавший свой собственный, «сологубовский стиль», Сологуб не создал своей школы, но тем не менее целая эпоха в русской литературе связана с его именем. Итоги его творчества всё ещё окончательно не подведены, и сам он - такой одинокий, странный и непонятный для публики, до сих пор не оценен полной мерой. Как он сам писал о себе:
_
Мечтатель, странный миру,
всегда для всех чужой...
Read more...