Искусство и правда

Oct 10, 2011 18:02



11 октября 1818 года родился великий русский актёр Пров Садовский (старший), выдающийся исполнитель ролей в пьесах Александра Островского
в Малом театре.
_



_
Сначала он играл в театрах провинции ( Калуги, Рязани, Воронежа, Казани), потом по приглашению М. С. Щепкина пришёл в Малый театр.
Прова Михайловича Садовского современники называли представителем высокохудожественного реализма. Критики отмечали в нём одновременно черты нескольких амплуа: комика, простака, хара́ктерного актёра. Пров Садовский не старался смешить зрителя, держался на сцене серьёзно и достигал этим необыкновенного комизма. Большой успех приносили ему водевильные характерно-бытовые роли.
_
_


П.М. Садовский в роли Несчастливцева («Лес»)
_
В 1850-е годы Садовский играл в пьесах И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского. Но расцвет сатирического таланта Прова Михайловича связан с выступлениями в новом русском реалистическом репертуаре, пьесах Н. В. Гоголя и А. Н. Островского. В первых 28 постановках пьес Островского в Малом театре Садовским было исполнено 29 ролей.
_


_
П. М. Садовский в роли Любима Торцова («Бедность не порок»)
_
Духовный облик Любима Торцова стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как новое слово в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу - Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве.
Воздействие образа Любима Торцова сказалось в творчестве Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Льва Толстого (Фёдор Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Любима Торцова - Пров Садовский , которому Островский посвятил эту комедию.
Этот актёр настолько сливался с образом своего героя, что, как писал Аполлон Григорьев, «иголки нельзя подпустить под эту маску - того и гляди коснешься живого тела, так срослись маска с телом». Правдивость изображения Садовский умел доводить до того, что зрителю казалось «будто перед ним стоит лицо, хорошо знакомое, которое он где-то видел, имел с ним дело и только на время забыл его фамилию». Садовский был не только сподвижником Островского, - он был как бы его соавтором, дополнявшим и углублявшим материал, данный драматургом, своими собственными наблюдениями, своим собственным знанием жизни.
В 1854 году Аполлон Григорьев напишет стихотворение «Искусство и правда», жанр которого определит как «элегия-ода-сатира». Первая часть его посвящена воспоминаниям об игре П. С. Мочалова, вторая - пьесе Островского «Бедность не порок» и образу, бесконечно близкому Григорьеву - Любиму Торцову, блистательно сыгранному Провом Садовским.

Послушайте отрывок из него в исполнении Давида Аврутова:

http://natalia-cravchenko2010.narod2.ru/-_Ljubim_Torccov.mp3

Давид Аврутов, Пров Садовский, Любим Торцов

Previous post Next post
Up