Оригинал взят у
nmkravchenko в
"Мы были музыкою мысли..." Сегодня - Международный день музыки
-
_
Когда-то я задумала написать лекцию на стыке жанров: «Музыка в зеркале поэзии», назвав её пастернаковской строчкой "Мы были музыкою мысли...". Исследование, над которым я долго работала: анализ музыкального своеобразия творчества поэтов, аналогии, ассоциации поэзии конкретных авторов с конкретной музыкой. Например, звуковой ряд Цветаевой, чья музыка стиха ничего не имеет общего с музыкальной красивостью, предвосхитил нетрадиционные музыкальные направления, которые стали потом развивать Альфред Шнитке, Эдисон Денисов. Разбор стиха Мандельштама «Скрипачка», написанного под впечатлением концерта скрипачки Галины Бариновой, гастролировавшей в Воронеже в 1935 году, который даёт возможность представить всю пёструю картину того концерта, и где почти все концертные номера получили поэтическую аттестацию Мандельштама («длиннопалый Паганини», «чалый Шопен», «серьёзный Брамс»).
О стихах Ахматовой, которые были навеяны музыкой Шумана («И мне показалось, что это огни...»), Шуберта («Пятая роза»), предпоследней сонатой Бетховена («Зов»), её малоизвестный жанр «Песенок», в том числе в её исполнении, запрещённая аж до 1970 года «Песенка» с откровенно фольклорным колоритом.
Чем отличается музыкальность Ахматовой (в её стихах музыка - это просто музыка как таковая, её реальное звучание: «звенела музыка в саду таким невыразимым горем...») от музыки сфер Блока с её мистическим налётом или от пульсирующего звукового потока Пастернака?
А «музыкальная основа» влюблённости Пастернака в Зинаиду Нейгауз, которую он «спутал» с игрой Генриха Нейгауза, приняв то состояние эйфории, наслаждения его музыкой за любовь к чужой жене? Разрушительная сила воздействия музыки на судьбу человека (были разбиты две семьи, нервный срыв Нейгауза, который какое-то время не мог играть).
А всесокрушающая сила музыки в поэме Цветаевой «Крысолов»?
А жизненная философия Бориса Поплавского, сознательно обрёкшего себя на жизнь нищего неудачника, для которого мерилом гармонии была музыка, и который считал, что неудача и неуспех - музыкальны, ибо «погибающий согласуется с духом музыки», а борьба за материальные блага и место под солнцем - антимузыкальны (нечто вроде пушкинского «служенье муз не терпит суеты»), что «мир оправдан только музыкой», понимая и употребляя это слово в том же смысле, что и Блок. Разве это неинтересно? Не менее интересно, чем рассказы о том, как поэт жил, умер и кого он любил?
Вот несколько отзывов на тот вечер, свидетельствующих о том, что он прошёл не зря:
«Ухожу я - думаю, что и все мы - с Музыкой и Поэзией в душе. Этого хватит надолго».
«Благодарю! Сказать невозможно - переполненность. Должно отстояться».
_
_
Обо всём этом и о многом другом -
читать дальше...