Интересны столь разные, полярные мнения двух великих женщин. Восторженно-романтическое - Цветаевой, христианское - Ахматовой.
Мне кажется, истина где-то посередине. Я не чувствую в Кузмине демонизма (в отличие от Брюсова и, частично, Блока), скорее это демоническая маска в угоду эпохе.
Трудно сказать, насколько это было природными его особенностями, насколько - данью моде и игре, но скандальная слава Кузмина намного превосходила в этом плане репутацию Брюсова и Блока. В литературных кругах за Кузминым закрепилось амплуа рокового соблазнителя, от которого родители должны прятать своих сыновей. Блок писал: «Кузмин сейчас один из самых известных поэтов, но такой известности я никому не пожелаю». Русские гомосексуалисты практически впервые получили произведения, описывавшие не только переживания, но и быт себе подобных, выражающие дух сугубо мужской любви. Среди наиболее известных "гостей" Кузмина были: Сомов, Дягилев, Бенуа, Бакст, Вячеслав Иванов, Ремизов, Ауслендер... Кто не верит - отсылаю к монографии Богомолова «Статьи и материалы» (М., Новое лит. обозрение», 1995) и Джона Малмстада «М. Кузмин. Искусство, жизнь, эпоха», к дневникам самого поэта. Ужос))
Значит, его можно назвать предтечей - нынешнего торжества однополой любви.) Мне трудно судить, поскольку мало знаю биографических подробностей. Но на душе у Брюсова есть смерть (доведение до самоубийства свой поклонницы), а про Кузмина я такого не слышала.
Даже две смерти женщин на совести Брюсова. С Надеждой Львовой и Ниной Петровской он, конечно, поступил цинично и подло, Кузмин в этом смысле был более безобиден. Но на его счету было немало разбитых сердец женщин, не знавших о его ориентации. Было, правда, одно самоубийство - его любовника 22-летнего поэта Всеволода Князева, но не из-за него, а из-за Ольги Судейкиной, в которую тот был безнадёжно влюблён, изменив Кузмину. (Об этом самоубийстве пишет Ахматова в "Поэме без героя") Кстати, художник Судейкин, муж Ольги, тоже был любовником Кузмина. Эта роковая фемина дважды уводила у него его мужей сердца. Впору было бы вызвать её на дуэль - ха-ха.
Comments 10
Reply
Reply
Восторженно-романтическое - Цветаевой, христианское - Ахматовой.
Мне кажется, истина где-то посередине.
Я не чувствую в Кузмине демонизма (в отличие от Брюсова и, частично, Блока), скорее это демоническая маска в угоду эпохе.
Reply
Среди наиболее известных "гостей" Кузмина были: Сомов, Дягилев, Бенуа, Бакст, Вячеслав Иванов, Ремизов, Ауслендер... Кто не верит - отсылаю к монографии Богомолова «Статьи и материалы» (М., Новое лит. обозрение», 1995) и Джона Малмстада «М. Кузмин. Искусство, жизнь, эпоха», к дневникам самого поэта. Ужос))
Reply
Мне трудно судить, поскольку мало знаю биографических подробностей.
Но на душе у Брюсова есть смерть (доведение до самоубийства свой поклонницы), а про Кузмина я такого не слышала.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment