Утро выдалось морозным. Мы вышли утром из гостиницы и ахнули... Красота какая!
Изморозь, все снежком припорошено.
Не забывайте, что подъем у нас ранний, в 5.30 подъем, в 7 мы уже в автобусе. Сегодня у нас тяжелый день - Аушвиц-Биркенау, место наиболее массового истребления людей за всю историю человечества. Общее количество жертв лагеря смерти «Аушвиц-Биркенау» до сих пор не установлено. По различным подсчетам это от 1 до 4 миллионов человек. дин из комендантов Освенцима, Рудольф Хесс, в ходе Нюренбергского трибунала оценивал общее количество жертв примернов 2,5 миллиона. Узники лагеря уничтожались в крематориях, гибли из-за нечеловеческих условий труда, голода, холода, жестоких наказаний, эпидемий и медицинских экспериментов.
Меня целый день не покидает чувство не реальности. Вокруг такая красота и крайне трудно представить, что все это в лагере смерти.
Мы начинаем... Прежде чем зайти на территорию оставляем в автобусе все сумки, пропускают только с маленькими дамскими сумочками, больше ничего, да еще и каждую группу сопровождает местный гид, среди нас стоит девушка в голубой шапочке с помпончиком...
Белая береза на самом деле "принакрылась снегом, точно серебром",
вот только стоит эта береза совсем не под окнами дома, в котором живут, а скорее наборот, возле места где убивали, рядом с издевательской вывеской - "Труд освобождает".
Аушвиц - был самым большим из концлагерей и лагерей уничтожения, созданных на польской земле. Он являлся рабочим лагерем и одновременно центром немедленного уничтожения евреев и был оснащен всем необходимым для массового убийства и сжигания трупов. Уничтожение производилось газом «Циклон-Б».
Функционировать концлагерь Аушвиц начал в 1940 году, будучи лагерем для польских политзаключенных. Первыми узниками Аушвица (Освенцим) стали 728 поляков из тюрьмы в Тарнове. На момент основания в лагере было 20 построек - бывшие польские военные казармы. Часть из них переоборудовали для массового содержания людей, а также было дополнительно построено еще 6 корпусов. Среднее количество узников колебалось в пределах 13-16 тысяч человек, а в 1942 году достигло 20 тысяч. Лагерь Аушвиц стал базовым лагерем для целой сети новых лагерей - в 1941 году в 3 км был построен лагерь Аушвиц II - Биркенау, а в 1943 году - Аушвиц III - Моновиц. Аушвиц III стал рабочим лагерем, ему подчинялись филиалы, построенные рядом с заводами и шахтами, а лагеря Аушвиц I и Аушвиц II - Биркенау целиком превратились в комбинат по уничтожению людей.
Если в Аушвиц II -Биркенау заключенные жили преимущественно в деревянных бараках, то в лагере Аушвиц I они жили кирпичных блоках.
Сегодня, на территории лагеря музей, который включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Страшный музей со страшными экспонатами, честно, у меня рука не поднялась снимать горы обуви, тонны волос, груды помазков и прочей утвари, которая когда-то принадлежала живым людям, подписанные чемоданы, детские иугршки, очки, протезы... Балончики с циклоном Б. Кстати, было доказано, что на волосах остались частички с циклоном, что не опровержимо доказывало престпуление.
Я не снимала печи, и не снимала душевые, в которые заводили людей, якобы помыться, а на самом деле пускали газ. Спустя считаные минуты жертвы умирали от удушья и отравления. Затем человеческие тела отправлялись на сожжение в крематории, а полученный в результате этого пепел использовался для удобрения сельскохозяйственных полей. Говорят, что в этих местах все растет на самом деле буйно. Мои пОдростки спросили, откуда немцы знали, когда можно заходить и сами же ответили - когда внутри стихало и не раздавалось ни крика, ни плача, ни молитв... И крематорий был построен на месте бывшего овощехранилища. И я тоже не стала снимать эти печи, страшно.
Не снимала я это. Зато снимала другое... Каждый барак принадлежит (конечно чисто символически) какой-нибудь стране и мы зашли в блок 27, в котором находится экспозиция Израиля.
13 июня здесь открылась инсталляция "Следы жизни" ("Spuren des Lebens"), созданная художницей израильтянкой Михаль Ровнер в память о полутора миллионах погибших девочек и мальчиков.
"В выставочном зале нет ни витрин, ни мониторов, ни фотографий. Посетители видят только карандашные рисунки на белых оштукатуренных стенах. Тому, кто захочет рассмотреть их поближе, придется наклониться - изображения находятся на уровне глаз ребенка 8-10 лет. Пустые дома, брошенные игрушки, свечи, зажженные в шабат, а рядом с ними - воздушные атаки, расстрелы, въезд в Аушвиц. Это картинки, которые нарисовали ребята, проведшие последние дни своей короткой жизни в гетто и концентрационных лагерях. Рисунки были перенесены на стены помещения в 27-м блоке концлагеря один к одному."
Поверьте, эти рисунки говорят так же громко, как и экспозиции в других барак... Да они даже не говорят, они кричат! Кто-то рисует прежнюю жизнь, природу, цветы, лес, птицы, семью, праздник, а кто-то совсем другое.
Рисунки все трогательные, мне запал в душу вот этот рисунокю Самый просто. Дом, в который ударила молния.
А Эйнат тронуло вот это сердце, с надписью про маму.
А еще здесь находится Книга памяти. В нее записаны имена евреев, убитых во время войны. Вы знаете, в этой книге довольно трудно найти нужное имя. На каждй странице сотни имен, написаных мелким почерком.
У наших пОдростков было задание - привезти с собой имена людей, которых убили в лагерях, в гетто... Причем было сказано, если нет таких из родственников, это могут быть родственники соседей или даже просто посторонние люди...
И потом, они (вернее мы, все мы) зачитывали эти имена, которые хотели вспомнить и почтить их память. Оказалось, что у каждого есть пра-пра... Это было так трогательно, что практически никто не мог сдержаться от слез, зачитывая эти имена.
Но и это еще не все. Почти напротив блока 27 находится расстрельная стена, как раз между 10 и 11 бараками.
Вообще, блок №11 был одним из самых страшных мест. В отличие от других блоков, его двери всегда были закрыты. Окна были целиком замурованы. Лишь на первом этаже было два окна - в комнате, где несли дежурство эсэсовцы. В залах с правой и левой стороны коридора помещали заключенных, ожидающих приговора чрезвычайного полицейского суда, который приезжал в лагерь Аушвиц из Катовице один-два раза в месяц. В течение 2-3 часов своей работы он выносил от нескольких десятков до свыше сотни смертных приговоров.
Приговоренных у смерти вытаскивали во двор, к этой стене и растреливали. Для этого была сооружена большая стена из черных изоляционных плит, обшитая поглощающим материалом, чтобы снаружи было не слышно.
А окна 10 блока вообще наглухо заколочены. И для этого есть еще одна причина. Именно здесь, в блоке номер 10, на фото он справа от "Стены смерти" с заколоченными окнами доктор Менгеле проводил свои опыты. Операции на детях, на женщинах... Эксперименты: сколько может человек прожить без еды? И что в это время происходит с его организмом? Или вот так, раздевают девушку, ставят в какую-то бочку, она спокойно стоит, оглядываясь и озираясь, непонимая что происходит. Через какие-то пол часа ее отпускают... А через несколько дней выпадают все волосы, чернеет тело... Это был опыт с радиацией.
Но в заголовке я написала Освенцим и история любви. Так что расскажу я о необычной истории любви в этом самом лагере, которую я услышала от Эйнат. Вспоминаю споры о том самом танце на льду, когда народ с пеной у рта кричал, что это лагерь смерти, о какой любви может идти речь?
В общем, это история о двух молодых людях - Овадии Барухе и Плизе Царфати. Оба из Греции, Салоников. 11 июля 1942 года в Греции наступила "черная суббота". 6 500 евреев по приказу гестапо собрались на площади Свободы. Их подвергли насилию и унизили, сначала отправили на работу в отдаленные деревни, а потом, в мае 1943 года вывезли в Аушвиц.
Среди них был и молодой парень Овадия. Именно в лагере он встретил красивую девушку Ализу и сразу же в нее влюбился. Молодые люди решили пожениться, если остануться живы после этого кошмара.
Ализа была выбрана доктором Менгеле для своих садистских экспериментов. Сначала ее отправили на облучение, а потом на операцию по стерилизации. Ализа сначала не верила, на стерилизацию брали беременных, но она совсем не была беременной, думала ошибка, но увы... День настал и ее привели на операцию. Немецкому врачу помогал еврейский врач, тоже узник, доктор Максимилиан Самуэль (Шмуэль).
Ализа извивалась и кричала: "Доктор Шмуэль, вы же любите меня! Вы всегда называли меня своей маленькой девочкой!", но ее привязали и начали операцию. Во-время операции поизошел инцидент. Была сирена, пунктуальные немцы спустились в бомбоубежище, и только еврейский врач продолжал операцию. Ализа плакала и умоляла, но он продолжал делать свое дело, при это уговаривая Ализу успокоиться и обещая ей, что потом она все поймет, и попросил ее "постараться выжить".
Ализа действительно выжила, хотя и прошла еще несколько лагерей. Овадию отправили на марш смерти в Матхаузен, но ему повезлои он тоже выжил. Овадия не оставляла мечта найти Ализу и после войны он таки ее нашел, в Салониках. Только вот Ализа категорически отказалась выйти за него замуж.
Расстроенный Овадия попросил объяснения, Ализа не хотела говорить, но потом призналась, что прошла операцию и у нее никогда не будет детей. И тогда Оавдия сказал, что он согласен жить и без детей и они поженились... А вскоре Ализа забеременела и только тогда поняла, что пытался сказать ей доктор Шмуэль, он просто провел операцию не до конца.
А Максимиллиан Шмуэль через несколько дней после после того, как прооперировал Ализу был схвачен гестаповцами и казнен. Вот такя невероятная история в лагере смерти.
Ну и последнее фото в этом месте, наверное самое справедливое. Здесь были застенки гестапо, замучены и забиты до смерти тысячи людей. Сейчас здесь виселица. На ней повесили коменданта Аушвица Рудольфа Гесса, приговоренного к смерти в 47 году польским трибуналом.