Самый главный пост о Вене. Пост про собор Святого Стефана, символ города. Мы в него заходили чуть ли не через день, но так..., зашли, прогулялись с приходу... и вышли. Один раз поднялись наверх, посмотреть город сверху. И всегда были закрыты ворота, ближе к альарю никак нельзя было зайти, то слуюба идет, то еще что. А в последний день смотрю, вроде люди внутри есть, но ворота закрыты. Оказывается, чтобы попасть внутрь надо заплатить денежку, да к тому же можно и аудиогид взять, что мы, собственно, и сделали. И узнали много интересного, и вам расскажу, что узнали. Во всяком случае тем, кому это интересно., потому что пост уж получился ну оооочень длинный.
Шедевр готики собор Святого Стефана хранит в себе тайны и загадки. Как возможно ни один другой храм в мире этот собор наполнен многочисленными символами и аллегорическими изображениями. Еще со средневековья, как и во многих других соборах, каменные изваяния живых существ здесь являются элементом декора. Обычаи изображать животных в соборах очень древний. Посетители церквей средневековья, как правило, не умели читать, но хорошо разбирались в жизни и знали о добре и зле. Уже на главном, западном фасаде Святого Стефана угрожая и насмехаясь расположились горгульи, демонические существа.
Первое упоминание о церкви на этом месте датируется 1137 годом. Это блыла романская церковь, ориентированная на юго-восток, туда, где 26 декабря в день Святого Стефана взошло солнце. Этот храм был уничтожен пожаром, на его месте был построен еще один храм, и опять романский.
Высота современного храма - 39 м, высота шпиля южной башни - 137 метров.Храм такой огромный, что сфотографировать полностью у меня не получилось, только по частям.
Вот эти две башни и остались в память о втором соборе, так же как и главный вход - Ризентор или Исполинские врата. Когда-то над ними висела кость исполинского животного. Ворота увенчаны изображением Спаса Вседержителя, который приветствует каждого, вошедшего в собор.
Входим в собор?
Торжественно, как посланники высшего мира, с колонн молчаливо взирают на входящих святые: христиане, достигшие совершенства. Людям средневековья, в большинстве своем не умевшим читать, святые колоннад повествовали о жизни и смерти Иисуса и прочих святых. Изображения некоторых святых повторяются в соборе по несколько раз. Это объясняется тем, что скульптуры были созданы на средства различных меценатов и принесены в дар.
Жалею, что у меня не было такого путеводителя до посещения собора. Так, алтарь Марии Пёчской прошел мимо меня.
А вот алтарь Сердца Христова не прошел мимо. Весьма почитаемая икона 18 века, примечательна резным готическим балдахином. Это краси́вейший балдахин собора, построенный в 1434 году на средства Элизабеты Пу́ххайм. Теперь он также называется балдахином Пуххайм.
Слева от алтаря расположен вход в капеллу святого Распятия, которая служит склепом принцу Евгению Савойскому, а 6 декабря 1791 года в этой капелле проходило прощание с Во́льфгангом Амаде́ем Моцартом.
Заметьте, что все это можно посмотреть бесплатно, а чтобы пройти в неф - берем билет.
В соборе три просторных нефа одинаковой высоты, что было несвойственно прочим готическим храмам. Это говорит о том, что собор, скорее всего, задумывался как городской или прихо́дский зальный храм. Средний, или центральный неф, посвящен Иисусу Христу, святому Стефану и всем святым. Южный неф, справа, известен под названием апостольского и посвящен апостолам. Северный неф, слева, посвящен Богоматери и носит также название женского нефа.
Аопстольский неф.
Капелла святой Екатерины располагается в основании высокой южной башни собора. Это крестильная капелла. На ее готическом алтаре в центре помещена статуя святой с мечом и колесом, атрибутами ее мученической смерти. Екатерина Александрийская приняла мученическую смерть в 4 веке.
Удивительным произведением средневекового искусства и украшением капеллы является купель. Она расположена слева и датируется 1476 годом. Настоящий шедевр, купель полна символизма. На восьмиугольном постаменте купели изображены 4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. 14 панелей самой купели украшают изображения Христа, 12 апостолов и святого Стефана. По краю высечены слова из Евангелия от Марка на латыни: "Идите по миру и проповедуйте Евангелие всякой твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет."
Тут же, в апостольском нефе - одна из выдающихся скульптур высокой готики. Она датируется 1340 годом. Изысканная, элегантная, страстная, когда-то она была ярко раскрашена. Статуя Мадонны-покровительницы прислуги получила свое название благодаря легенде. Однажды горничная, обвиненная графиней в воровстве, в слезах просила защиты у этой статуи. Вскоре настоящий воришка был найден, а горничная оправдана.
Более правдоподобная версия говорит о том, что в средневековье статуя украшала алтарь девы Марии в женском нефе, где проводились утренние богослужения. Приходили на такие богослужения в основном люди из прислуги. Отсюда и произошло название Мадонны.
Новый орган. Внешнее оформление в стиле барокко не должно ввести вас в заблуждение. Малый орган собора был изготовлен в 1991 году. Несмотря на небольшой размер орган обладает превосходным музыкальным звучанием. Имея 4 мануала и 55 регистров, он разработан универсально и может использоваться не только для исполнения церковной музыки, но и для концертных программ. В соборе имеется и большой орган, расположенный на органном балконе над западным входом, недалеко от входа.
Массивное надгробие из красного мрамора расположено над захоронением императора Фридриха Третьего, последнего императора средневековья.
Роскошное надгробие было заказано самим императором выдающемуся скульптору Ни́коласу Ге́рхарту. Величественное захоронение последнего германского императора, коронованного в Риме, высоко символично. На постаменте саркофага расположились изображения мифических существ и животных, олицетворяющих все греховное в жизни императора. Рельефы на стенках саркофага представляют его добрые дела: основание церкве́й и монастырей по всему королевству. В верхней части саркофага, под гербами императорских владений, моля́щиеся священники и монахи оплакивают смерть Фридриха.
Средний неф.
Самый известный алтарь храма, главный, или народный, располагается в глубине хо́ров среднего нефа. Строительство алтаря велось в 1641-1647 годах, в период первых попыток переоформить церковь в барочном стиле. По заказу архиепископа венского графа Бро́йнера алтарь изготовили братья Пок из Констанцы. Черный польский, серый штирийский и белый тирольский мрамор специально доставлялись в Вену для его постройки. Замечательные витражные готические окна хо́ров, оттеняющие торжественность алтаря, частично сохранились со времен средневековья.
Алтарный образ создан Иоганном Дипо́льтом и рисует сцену забрасывания камнями святого Стефана. Разъяренная толпа в Иерусалиме вершит суд над первым христианским мучеником, святым Стефаном.
Скульптуры по обе сто́роны от прямоугольной иконы изображают двух ангелов и двух епископов, личность которых установить трудно. На постаментах справа и слева от большой иконы расположены фигуры святых-покровителей соседних областей: Себастьяна, маркграфа Леопольда Третьего, святого мученика Флориана (1 секунда пауза) и Ро́хуса.
По обе стороны от алтаря, возле алтарных стенок, расположены барочные скамьи для членов кафедрального капитула, украшенные барельефами папы римского Павла Второго, императора Фридриха Третьего и венских епископов. Скамьи создавались в первой половине 17 века по проекту Якоба Пока. После второй мировой войны к скамьям добавился еще один ряд.
Замечательный памятник позднеготической скульптуры конца 15 века, церковная кафедра, также известна как кафедра Пи́льграма. Долгое время ее создание приписывалось этому мастеру, хотя современные исследователи считают ее автором Ни́коласа Ге́рхарда. Кафедра расположена у одной из колонн нефа, а не в алтарной части. В век, когда не существовало микрофонов, колонна служила естественным усилителем звука, позволяя верующим лучше слышать церемонию на местном языке.
Кафедра, возможно, самое символичное сооружение в соборе. Ее ствол образуют ТРИ блока из песчаника. Обрамляющие кафедру стилизованные каменные лепестки несут барельефы с изображением ЧЕТЫРЕХ Учи́телей церкви, аллегорическое изображение ЧЕТЫРЕХ типов человеческого темперамента. Справа налево вы видите: сангвиника в образе святого Амвросия в митре и с книгой; старческого холерика в образе святого Иерони́ма в кардинальском головном уборе; сомневающегося флегматика, святого папу Григория Великого в папской короне, с книгой и лупой; молодого задумчивого меланхолика, святого Августина в митре с книгой и чернильницей. Фигуры ДВЕНАДЦАТИ апостолов расположены между барельефами Учи́телей церкви и на стойках нижней части кафедры.
Перила лестницы украшены готическим узором в виде колес с ТРЕМЯ и ЧЕТЫРЬМЯ спицами. Колеса с ТРЕМЯ спицами как бы катятся вверх. Они символизируют святую Троицу, то божественное, что проповедник должен взять с собой, поднимаясь на кафедру. Колеса с ЧЕТЫРЬМЯ спицами катятся вниз и символизируют всё земное: ЧЕТЫРЕ человеческих темперамента, ЧЕТЫРЕ времени года, ЧЕТЫРЕ сто́роны света. Фантастические затейливые мотивы змей, ящериц и жаб на поручнях лестницы - аллегория борьбы сил добра и зла. Каменное изваяние собаки на самом верху лестницы защищает проповедника.
Один из самых замечательных символов собора, каменный автопортрет неизвестного скульптора, расположен под лестницей. Он известен как "выглядывающий из окна". Циркуль в руке мастера говорит о том, что перед нами архитектор, а его одежда и длинные волосы - что это свободный человек. Дата 1880 под портретом указывает на дату реставрации кафедры.
Женский неф.
Венский Новый алтарь, или алтарь Винер Но́йштадтер расположен в дальнем конце женского нефа. Своё название алтарь получил по имени города Винер Нойштадт, где он находился в цистерцианском монастыре святого Берна́рда. Алтарь был изготовлен в 1447 году по приказу Фридриха Третьего и перевезен в собор святого Стефана лишь в 1884 году. В соответствии со строгими правилами цистерцианского ордена в скульптурной форме разрешалось изображать только деву Марию и Христа. Поэтому внутренние праздничные створки алтаря украшают барельефы сцен из жизни Богородицы.
Почти невидим для взгляда посетителей, у правой стены расположен кенота́ф, символическое надгробие, Рудольфа Четвертого и его жены Екатерины, пережившей мужа на 30 лет.
Когда-то этот удивительный готический цветок о трёх лепестках с искусной каменной резьбой служил орга́нным постаментом. Проект был одобрен лично императором Максимилианом.
Автор, Антон Пи́льграм, изобразил себя выглядывающим из окна под постаментом. Озабоченное выражение лица мастера говорит о той большой ответственности, которая легла на его плечи. Монограмма под постаментом указывает на год его создания - 1513 - и титул мастера - магистр. Как вы уже видели, сейчас малый орган собора перенесен в апостольский неф. Считается, что такое местоположение инструмента позволяет оптимально использовать акустические возможности собора.
Ну вот такой огромный пост получился.
Спасибо аудиогиду, где я взяла всю информацию.
И еще несколько фото, которые заслуживают внимание, на мой взгляд.
Ну и загадка, для тех, кто дошел до конца поста. А вы знаете, какая церковь в Израиле связана со Стефаном?