К нам приехал гость из России. Родной брат мужа, который в Израиле никогда не был и ничего не видел. А у нас есть столько всего интересного и как много хочется показать! Правда, время не совсем удачное, в нашу-то жару не сильно погуляешь, но мы честно пытались и пытаемся. Естественно, первый визит, буквально в первый день по прибытию - Иерусалим. Приехали мы рано, так что в ХГГ было на редкость мало народа.
Писалось о ХГГ много, так что просто несколько интересных фактов.
Увидеть Храм Гроба Господня как отдельно стоящее здание невозможно. С веками храм “оброс” различным сооружениями, как правило, ритуального назначения. Фасад единственного входа и выхода Храма является лучшим творением зодчих эпохи крестоносцев. И между прочим, первый проект Храма был в два раза больше его современных размеров.
ХГГ, несомненно, является наиглавнейшим храмом для всех христианских религиозных направлений. Все церкви хотели бы предъявить свои права на Храм и справлять тут свои церемонии и ритуалы. Казалось бы, раз это такой важный Храм, то он должен быть отреставрирован до блеска и сияния. Но это не так. Слишком много тех, кто владеет частью Храма, и слишком сложно им договориться, несмотря на то, что они все христиане.
Вот простейший пример: дверь в Храм. Всякий прибывший входит в Храм через единственную дверь. Дверь представляет из себя такой узкий проход, что движение по нему бывает очень опасным, особенно по большим религиозным праздникам. Сами христианские сообщества признают, что Храму нужен больший и широкий вход. В 1999 они вроде договорились сделать дополнительные двери, но до сих пор нет никакого результата. Ни дверей, ни известий, кто и где их будет делать.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. И такое деление произвел никто иной как султан Османской Империи в 1853 году.
Султанский указ называют "Статус Кво" (с большой буквы), потому что он определяет набор договоренностей и процедур использования святых мест. Он позволяет противоборствующим религиозным направления христианства молиться рядом друг с другом в таком ограниченном пространстве.
Статус Кво - это сложная паутина взаимоотношений - потянешь за одну нить, все может порваться. Споры и разногласия царят до сих пор, и порой они заканчиваются суровыми драками или административными проблемами. Так в 2010 году Иерусалимский городской совет грозился отключить воду, потому что, несмотря на такой количество претендентов на владение Храмом, никто не желал оплачивать счета за воду, полагая, что это должны делать другие.
Все знают выражение "пуп Земли". Находится он именно в Храме Гроба Господня в Храм Воскресения Господня (Кафоликон)! Точно под куполом Кафоликона на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли».
Представление об Иерусалиме, как о центре земли, известно издревле, так раньше даже карты были ориентированы на восток, на Иерусалим. Да и само слово "ориентировать" происходит от "ориент" - восток - то есть то направление, где находится Иерусалим. Сооружен этот "пуп Земли" только в начале 19 века, и сейчас он прикован цепью, чтобы его никто не пододвинул или не унес с собой: чаша, оказывается, очень легка. Так же есть поверие, что на счастье надо прикоснуться к чаше.
Правда, я в этот раз даже умудрилась не сфотографировать Пуп, меня больше привлек Луч.
Одной из причин Крымской войны 1853 года явилась конфликтная ситуация, возникшая вокруг контроля над Храмом и другими святынями на Святой Земле между Россией и Францией.
Все видели мечеть напротив ХГГ. Но мало кто знает историю этой башни. После взятия Иерусалима армией праведного халифа Умара в 637 г. патриарх Софроний отказался сдаться всем, кроме самого халифа
В ходе осады Иерусалима в 637 г. армией рашидов (праведных халифов), во главе которой стоял Абу Убайда ибн аль-Джарра, патриарх Софроний Иерусалимский отказался сдать город всем, кроме самого праведного халифа Умара.
Халиф Умар поехал в Иерусалим и принял ключи от города. Тогда же Умар и посетил Храм Гроба Господня, в который Софроний Иерусалимский пригласил его на совместную молитву.
От молитвы в Храме Умар отказался, будучи мусульманином. Он вышел из Храма во двор, отошёл на расстояние брошенного камня, расстелил свой плащ и помолился на месте, на котором по преданиям молился царь Давид, а Храм Гроба Господня оставил христианам.
В память об этом событии на месте молитвы была построена Мечеть Умара.
И тут же рядом, Малая Гефсимания (Гефсиманский метох, греческое подворье Гефсиманского Успенского монастыря). В одной из келий справа от часовни долгие годы жила монахиня Александра, вдова великого русского композитора А.К. Глазунова, приехавшая в Иерусалим и принявшая в монашестве имя своего покойного мужа.