«Веди, будь ведомым или заткнись!»

Feb 16, 2012 23:41

Сегодня посчастливилось побывать на замечательной лекции Сергея Хапрова (ген. директор «Астраросса». Спешу поделиться основными идеями, чтобы и самой заодно все еще раз обдумать. Лекция называлась - «Креативный менеджер: критическая технология новой экономики». Название не совсем соответствовало содержанию, как мне показалось, зато было много хороших и нужных всем мыслей.
Попытаюсь эти мысли прямо порциями выдать.



• Россия - «не конвейерная» страна. Мы не можем все доводить до блеска. Не следует стремиться сделать так же четко, красиво, как японцы, немцы и т.д. Японцы хорошо могут доделать что-то, поставить на конвейер, сделать так, чтобы это выглядело привлекательно. Наш путь - создавать штучный продукт с высокой маржой. Был пример про наш автомобиль ниву, который появился массово на рынке на 20 лет раньше, чем зарубежные машины подобной конструкции (я в этом не сильно сильна, поэтому может что-то не точно скажу). За 20 лет мы не усовершенствовали модель, но зато придумали такое раньше…
Т. е. России нужно создавать хорошо работающие модели, продавать за рубеж, где это будут ставить на конвейер. Защита в данном случае, например, от Китая (копирования) - высокая скорость конструирования. Дело в культуре. В Японии привыкли все доводить до совершенства, живя в очень тесном пространстве. Были и конкретные примеры. Наша сила в креативе и мозгах, товарищи!

• Россия - сетевая нация. Если в других странах люди впервые начинают работать на компьютере и потом его приобретают благодаря тому, что учились в университетах, в библиотеку сходили, то русские учатся и приобретают что-то попробовав у друга, по совету друга, соседа и т.п. Русскому человеку бесполезно что-то насаждать в законодательном порядке, насильно. Все только на добровольной основе.

• Главный объект управления в современном мире - сложность. Нам нужны люди, которые умеют управлять сложностью. Лидер - это человеческая технология, которая умеет перерабатывать неопределенность и ставить цели. Лидерство - это вождение за собой. Сейчас у власти и в компаниях менеджеры - те, кто водит за руку. Это люди, которые просто пытаются, чтобы у них было «все схвачено».

• Сейчас в мире все доведено до такой сложности, что просто нет людей, которые бы сами были настольно «сложными», чтобы управлять этим. Поэтому многие вещи, в том числе кризисы, стали происходить вдруг и по причинам, лежащим вне понимания. Показывалось много убедительных примеров насчет сложности. Мне всегда внутренне не нравилось, когда люди постоянно ругают руководителей страны. С. Хапров также говорил после того как показал сложность системы, которой надо управлять, что не стоит ругать, а то как разбегутся все, и тогда не сладко придется. Кто возьмет на себя такую ответственность и такой психологический груз?

• 3 функции, по которым определяется лидер:
- переработка неопределенности в цели (Никогда ни у кого не спрашивает как и что делать, знает как правильно. Менеджер знает как делать, но как правильно не знает.)
- сплочение коллектива вокруг этой цели
- целостное адаптивное управление коллективом от постановки целей до выполнения задачи.

• Лидер - это человек с целостной натурой. Как пример - камень цельный не точит вода (из китайских притч), потому что нет зацепок. Цельные люди - это те, кто в мире с самим собой, не переживают о том, что вокруг происходит, на них не влияет мнение людей. Их система ценностей очень «плотная». Чтобы стать цельным, нужно понять, что для тебя важно. Колумб - пример лидера. 15 лет он ходил просить профинансировать свой проект (бредовый по мнению остальных), а потом отправился с людьми приговоренными к казни в плаванье, управлял командой, готов был пожертвовать жизнью. Стив Джобс - пример лидера. Со своим первым компьютером он пришел к руководителю компании Нewlett packard (лидеру на тот момент на рынке), который отнесся к нему с пессимизмом, но он не прогнулся под таким авторитетом, а создал свою компанию. Только лидер опирается сам на себя, поэтому может жить в полной неопределенности. Коллектив же имеет свойство терять надежду и нуждается в опоре на лидера. Единственное чего боятся лидеры - это не сделать то, что они задумали. Никакие другие наказания, мнения людей, деньги на них не действуют. Хороший пример был еще про конструктора Королева. Когда две научные школы спорили о том, какой является поверхность луны (мягкой, пыльной или твердой), а нужно было принять решение, чтобы сконструировать луноход, Королев взял на себя ответственность и сказал: «…поверхность Луны считать твердой типа пемзы…». Хороший пример того, как лидер перерабатывает неопределенность в цели.

• Чтобы управлять сложными системами в современном мире сам лидер тоже должен обладать «сложностью». 3 измерения сложности это - когнитивная сложность (мышление), социокоммуникативная сложность и поведенческо-деятельная сложность.

Пирамида когнитивной сложности (выше уровень - выше сложность):
1. запоминание данных
2. сравнение данных
3. знание паттернов (шаблонов)
4. критическое мышление (до этого уровня учат в ВУЗе)
5. системное мышление
6. экосистемное мышление, у кого то креативное (понимание того, что менять нужно так, чтобы сохранить все остальное в целости)
7. антологическое мышление или философское (задающее пространство, другие картины мира, создающее новую систему координат)

Пирамида социокультурной сложности
1. контроль за эмоциями
2. эмоциональное самосознание (понимание от чего твои эмоции возникают и какие)
3. эмоциональное самоуправление (вкл./выкл. эмоций для управления кем-то)
4. сознательная эмпатия (понимание чувств других)
5. осознание других культур
6. управление культурой (создание культур ценностей)
7. создание миссий, антологий

Поведенческо-деятельная сложность
1. управление объектом
2. управление проектом (несколько объектов)
3. программа (на проект и программу всегда ресурсов достаточно априори)
4. стратегия (в условиях, когда ресурсов изначально не достаточно)
5. политика (разрулить отношения м\у отдельными хоз. субъектами)
6. культура (управление системой ценностей)
7. философия (в условиях смены картины мира от детерминированной к недетерминированной)

• Развитие лидера. Лидер с детства возможно точнее видит свою личность и часто ему приходится потратить всю жизнь, чтобы убедить других в этом. «Сложный» лидер может выступать во многих ролях. Когда мы берем на себя какую-то роль (например мужа), то у нас развивается соответсвующая субличность и наш уроень сложности нарастает. К сожалению, я тут не смогу привести картинку, на которой наглядно было показано как нарастает уровень сложности в виде все больших и больших окружностей. Есть 3 вещи, с которыми мы имеем дело в жизни - люди, вещи, идеи. И в сторону каждого из этих измерений (назову так) нарастает уровень сложности. Например, сначала у нас в направлении измерения люди есть я, потом семья, потом коллектив и т.д. возрастает уровень сложности. В сторону идей сначала мое, родное, коллективное и т.д. У некоторых людей не нарастает равномерно уровень сложности в трех этих направлениях, а, например, «мое» разрастается. Как пример было сказано, что это объясняет действия наших правящих лиц «с низким уровнем сложности», которые могут купить для себя и своей семьи яхту и шикарный дом в другой стране, вместо того, чтобы, например, профинансировать какое-то научное исследование или что-то еще полезное для всей страны сделать. А лидер - это тот, у кого есть высокие идеалы, и они заложены в нем с детства. Лидеры - это идеалисты. Примеры лидеров можно найти среди великих идеалистов.

• Воспитание и развитие лидера должно в себя включать:
- постоянное наращение сложности
- лидер должен научиться проигрывать
- научиться работать под давлением
- работать в сложном эмоциональном окружении (нет денег, команда потеряла энтузиазм, глобальный обвал экономики, катастрофа и все в панике и т.п.)
- работа во время спадов и кризисов
Все стратегии должны быть построены таким образом, чтобы они основывались на такой внешней обстановке, что все вокруг рушится, ухудшается, а мы все равно достигаем цели.

Напоследок была цитата - «Веди, будь ведомым или заткнись!». Что означает, что нужно либо обнаружить в себе лидера, взять на себя ответственность и волочить, либо, если по природе не лидер, найти своего лидера и помогать ему, быть ведомым, либо заткнуться, а не критиковать на кухне всех и говорить, что все - идиоты, а я бы сделал так, да эдак.

цитата, русские, мысль

Previous post Next post
Up