До чего же сложная, противоречивая и многогранная эта тема - "современное искусство". Тут тебе и необычные картины, смысла в которых как правило никакого, но в мире, где, как пела группа "Общежитие", каждый "Сам себе секта", зритель непременно выловит у себя в голове подходящего "таракана". И обычный реалистический рисунок чего-то, принадлежащего явно нашему времени - тоже современное искусство.
Строго говоря, искусством в том или иной степени является всё, что не не природа. Всё, что рукотворно. Вещи, тексты, слова, взгляды действия. Да, и действия тоже, причём не только театрализованные в "классическом" понимании, но и перформансы, проводившиеся ещё в СССР. Сейчас акт современного искусства в форме некого неожиданного действия - явление довольно частое, причём нередко не умеющие зачастую рисовать "современные художники" видят своей задачей вызов морали, общественному мнению, доминирующей политической силе, религиозным установкам большинства и тд.
То есть, как ни больно это принять олдскульным, как говорится, искусствоведам, но снявши голову - по волосам не плачут.
И уж коли критериев в нашей реальности нет, и искусством в ней назовут и выставка хоть серьёзного художника, хоть фотографий, простите, фекалий (не утрирую, это факт) - значит нет смысла и мне скрывать свои эстетические взгляды. Они у меня, конечно, достаточно широки, я сама рисую - любительскую графику, балуюсь с фотографией.
Но что меня просто завораживает, так это оружие - хорошая фотография цветочка или кошечки в моём личном рейтинг сильно уступает такому же качественному снимку, выверенному в плане цвета и композиции, на котором - оружие. Любое. Или вооружения... Кто скажет, что оно не эстетично - пусть отфрендится и самозабанится и больше никогда в жизни мне не звонит и не пишет. Хотя бы потому, что в таком случае он отрицает традиции классической живописи, в которой оружие, как холодное, так и огнестрельное, присутствует довольно часто, в том числе - как часть натюрморта, то есть имеет собственный художественный смысл.
Но, несмотря на наличие множества примеров, эстетической стороне этой темы, на мой взгляд, внимания уделено недопустимо мало. Надеюсь, в будущем положение изменится и в Центральном доме художника непременно пройдёт выставка картин, на которых перед нами предстанет стрелковое написанное маслом в великолепной, достойной лучших мастеров прошлого. И эта выставка будет одной из очень многих...
А теперь хочу перейти всё же к теме перформанса. К сожалению, эта форма художественного самовыражения в России практически полностью захвачена неумными и неэстетичными либералами и леваками. Приводить примеры их "шедевров" не хочу. Неприятно.
Патриотический лагерь толком работать на этом поле пока почти не начинал. Мы довольно консервативны, именно с этим связано. Для нас искусство - написать картину, сочинить стихотворение, написать роман, песню, снять фильм...
Но при этом искусство как раз и является тем, что всегда, во все времена сопровождало человека, пускай оно и не считалось, не называлось таковым. Постройка дома, изготовление предметов быта и всё то же оружие - всё это было и есть искусство. Прекрасное, всегда - современное, поскольку отражает реалии именно того момента, когда было создано.
То же самое можно отнести к перформансами. И, если говорить об актуальном искусстве, то есть тесно связанном с текущей политической, жизненной повестками, вооружения и всё, что с ними связано, мгновенно оказываются имеющими отношение к искусству, а военные предстают художниками философами, акционистами. При этом военные - в широчайшем смысле. Ополченец, философствующий гранатомётом, девушка - вчерашняя школьница с СВД - не меньшие творцы, чем автор ста выставок...
И именно в этом контексте гремящие в эти минуты взрывы в Виннице - не только великолепно проведённая спецоперация, но и высочайшего уровня акт искусства, жест, живая картина! Посмотрите и вдумайтесь с великолепный ужас, который завтра станет железом, покрытым густым слоем пепла, но сегодня это - огонь, это утверждение в истории уже сейчас будущей Победы!
А огненный перформанс под Винницей наравне с акцией в Балаклее войдёт в учебники, как важный этап развития современного актуального искусства.
Наталья Макеева,
27 сентября 2017 года,
Москва