Николай Бердяев, Великая французская революция и Публичная библиотека

Jul 15, 2019 17:11


Все очень просто. Если бы не случились революционные события во Франции в конце XVIII века, один из предков (точнее - прапрадед) философа Николая Александровича Бердяева не приехал бы в Россию, а, значит, религиозный философ просто бы не родился. А еще прапрадед Н. А. Бердяева был директором Публичной библиотеке в самом ее младенчестве, в 1797-1800 годах. Подробности - под катом.



Обложка издания: Бердяев Н.: Собрание сочинений. Т. 3: Типы религиозной мысли в России. Paris: YMCA-Press, 1989





Мари Габриель Флоран Огюст де Шуазель-Гуфье (1752-1817), дипломат, знаток древностей, с 1784 года был послом Франции в Константинополе. Не приняв новый общественный порядок на родине, в 1793 году он прибыл в Россию. Его старший сын, Антуан Луи Октав (1773-1840), был произведен в поручики гвардии. В начале 1797 года Мари Габриель Флоран Огюст де Шуазель-Гуфье был назначен главным директором императорских библиотек. Это был самый начальный период становления нашей библиотеки. Строительство здания для нее шло медленно. Книги, поступившие из библиотеки Залусских, находились в Аничковом дворце и их только начинали разбирать и описывать. Дипломат явно не был готов к трудностям. Главной проблемой при отсутствии надлежащих условий хранения была сохранность фондов. Шуазель-Гуфье пытался не выносить сор из избы, скрывая информацию о хищениях. Вчерне готовое к 1798 году здание библиотеки он счел непригодным для хранения изданий (в чем он, вероятно, был прав, так как изменения, внесенные после, значительно улучшили качество хранилищ). Однако просьбы Шуазель-Гуфье о предоставлении другого помещения возымели неожиданный результат. Павел I решил "библиотеку передать в Академию Наук и туда же отдать все суммы, назначенные на оборудование оной". Шуазель пытался затягивать процесс, но в феврале 1800 года он впал в немилость, уволен со всех должностей и выслан в имение в Литву. Более он на российскую службу не возвращался, а в 1802 году вернулся во Францию.

А вот его сын Антуан Луи Октав остался в России навсегда, и его внучка Александра Сергеевна Кудашева (дочь его дочери, Матильды Октавовны Шуазель-Гуфье), стала матерью философа Николая Александровича Бердяева.

Подробнее о загадочной личности нашего первого директора: История библиотеки  в биографиях ее директоров, 1795-2005 : [сборник статей] / Рос. нац.  б-ка ; [науч. ред.: Г.В. Михеева, д.п.н.]. - Санкт-Петербург :  Российская национальная библиотека, 2006. - 503, [1] с. : ил., портр. https://vivaldi.nlr.ru/bx000070405/view#page=16

Великая французская революция, Шуазель-Гуфье, история РНБ, Бердяев Н. А.

Previous post Next post
Up