10 января 1863 года открылась первая линия Лондонского метро. То есть это было вообще первое в истории человечества метро. В Россию, конечно, подземные дороги пришли намного позже.
Первые планы развития метро в Петербурге относятся к 1890-м годам. В начале 20-го века стало очевидно, что метро в городе, население которого с ближайшими пригородами к 1912 году достигло двух миллионов жителей - насущная необходимость. Его обсуждение перешло в практическую плоскость. Инженеры и городские власти уже обсуждали не вопрос "быть или не быть", а "каким быть". Трагические события отодвинули открытие первых станций почти на 40 лет, и первая линия была открыта в 1955 году. Печатные схемы петербургского метро эпохи Первой мировой войны мы можем сейчас придирчиво рассмотреть и сравнить с ныне широко обсуждающимися планами развития до 2038 года.
[Планы города Петрограда с показанием проектов путей метрополитена (1-2 вариант), окружной грузовой дороги и линий трамваев] [Карты] / Техн. автолит. Г. Де-Кельш. - Петроград : Техн. автолит. Г. Де-Кельш, [1914 - 1916?]. - 4 л. : цв. Поражает современность осмысления транспортных проблем мегаполиса. Убрать грузовой транспорт из центра. Не правда ли, звучит современно?
План города Петрограда с показанием путей метрополитена по 1-му варианту. - Петроград, [1914-1916?] (Техн. автолит. Г. де-Кельш). - 1л. ЛитографияУдивляет расположение линии в обход Московского вокзала. Хотя, если всмотреться, первая линия (от Лесного до Екатерингофки) объединяет идею реализованных красной и зеленой веток.
План города Петрограда с показанием путей метрополитена по 2-му варианту. - Петроград, [1914-1916?] (Техн. автолит. Г. де-Кельш). - 1л. Литография К первой линии присоединяется вторая - почти от Смоленского кладбища до Московского вокзала (или от вокзала до кладбища?). Интересный маршрут со станциями у Адмиралтейства и почти в Румянцевском сквере, рядом с Академией художеств.
И, наконец, особенная работа, можно сказать, энциклопедия нереализованных проектов последних лет империи. Обратите внимание на план метро в конце книги (его фрагмент приведен в начале поста).
Енакиев Ф.Е. Задачи преобразования С.-Петербурга : Исслед. Ф.Е. Енакиева, инж. пут. сообщ. - Санкт-Петербург : т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1912. - 84 с., 21 л. ил., карт. : ил.Приведем оглавление этой книги: