Сегодня - день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Все отмечают этот день, и мы не будем оригинальны. Тем более, его барельеф с 1999 года украшает нашу служебную лестницу. Конечно, очень жаль, что Пушкин не был нашим читателем. Вероятно, причиной этому были некоторые личные обстоятельства, о которых - ниже.
В 1831 году Пушкин обратился к Николаю I с просьбой: «Осмеливаюсь также просить дозволения заняться историческими изысканиями в наших государственных архивах и библиотеках". Необходимость работы в библиотеках возникла у поэта в связи его интересом к времени Петра Великого, а также работой над "Историей Пугачевского бунта". В 1832 году Пушкин был допущен в хранившуюся тогда в Эрмитажной библиотеке библиотеку Вольтера. В это же самое время он обращается за библиографической справкой к своему соученику по Лицею, Модесту Андреевичу Корфу (он тогда не был еще нашим директором, он стал им только в 1849 году). Корф - не очень близкий ему человек, однако он еще с ученических времен собирает информацию об иностранных публикациях по истории России. Благодаря его за предоставленные сведения, Пушкин сожалеет, что государственная служба отняла у науки историка. Однако почему же он не обратился в Публичную библиотеку, в которой работали тогда многие близкие к нему люди, ведь здесь он нашел бы обширный материал, и, что немаловажно, доброжелательную помощь профессионалов?
Скорее всего, дело в личных отношениях поэта с тогдашним директором библиотеки, Алексеем Николаевичем Олениным. После окончания Лицея Пушкин - постоянный гость в его доме. А. Н. Оленин - автор знаменитой виньетки к "Руслану и Людмиле". После ссылки поэт - снова постоянный гость усадьбы Приютино. И, наконец, Пушкин делает предложение дочери Оленина Анне Алексеевне. И все. После августа 1828 года никаких видимых контактов с семьей Олениных не зафиксировано. Более того, поэт становится злостным неисполнителем закона об обязательном экземпляре: он не высылает в адрес библиотеки ни "Полтаву", ни "Бахчисарайский фонтан", ни "Евгений Онегин", ни "Историю Пугачевского бунта". Подробнее о взаимоотношениях Пушкина и Оленина:
Прийма Ф. Я. Пушкин и кружок А. Н. Оленина // Пушкин: Исследования и материалы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - Т. 2. - С. 229-246. Вот так мы лишились, наверное, самого желанного нашего читателя.
Ну ничего, лакуны мы восполнили, хотя и обидно. У нас даже организована
Пушкинская коллекцияВ электронном виде, к сожалению, у нас почти нет изданий, только те, которые были сделаны РГБ в рамках проекта
"Русская классика".
А мы можем вас порадовать, во-первых,
черновиком речи Ф. М. Достоевского о Пушкине (Ф. 262. Достоевский Ф.М. Достоевский Ф.М., Речь о Пушкине. - 1880)
Во-вторых, очаровательной открыткой Елизаветы Бем:
В третьих, чудесной "Песнью о вещем Олеге" с иллюстрациями Васнецова:
Васнецов В.М. А.С.Пушкин. Песнь о Вещем Олеге / Ил. В.М. Васнецова. - Санкт-Петербург, 1899. - Хромолитография
Так что Пушкин все-таки с нами, как ни крути ))