Психология. Психоанализ. Стадии развития трансферентных отношений
З.Фрейд:
«Пациент в терапии устанавливает ложную связь между своими архаическими переживаниями и актуальными объектами, в частности аналитиком, тем самым, искажая реальность под влиянием опыта ранних детских отношений».
Интрасубъективная стадия
начало взаимоотношений между
психотерапевтом
и клиентом
перенос
выражен очень слабо
представлен в недифференцированных реакциях на терапевта
симпатия-антипатия
доверие-недоверие
комфортно-дискомфортно
«свой человек»-«чужой»
приятная фигура аналитика для клиента либо неприятная и пр.
или его нет вообще.
клиент
начинает посвящать терапевта в особенности своей жизни
вспоминая свои забытые либо вытесненные чувства,
вводит их в пространство терапевтического сеанса.
ассоциирует с тем, кто рядом
постепенно… приклеивает к психотерапевту эмоциональные ярлыки.
эмоции клиента
вытесненные
запретные
двусмысленные
начинают ассоциироваться с личностью терапевта
от терапевта требуется только
понимание
и принятие
Интерсубъективная стадия
начинается тогда, когда
клиент уже дал достаточно материала,
у него актуализировались и были представлены на сеансе некоторые детские
воспоминания
и переживания.
Обычно появляется
1. сопротивление возникновению переноса.
Клиент
почувствовав «угрозу» вспоминания своих ранних, детских переживаний
стремится «не допустить» их повторения
активно препятствует развитию собственной переносной реакции
Вытесняет
и подавляет ее.
всё это выглядит, как
отказ клиента от дальнейшего прохождения терапии
стремление поскорее ее закончить
Связаны подобные сопротивления возникновению переноса с бессознательными страхами.
Они состоят в нежелании повторения переживаний из детского опыта
ярких
и сильных,
но запретных
Клиент начинает воспринимать процесс своей психотерапии как опасный и ненужный, который необходимо поскорее завершить.
У клиента реанимируется подспудный страх, что всплывающие ранние потребности приведут к:
травматическим
переживаниям,
разочарованиям
или отвержению
со стороны аналитика,
напоминая опыт детства.
Естественно, отчёт во всем этом он себе не отдает, а воспринимает происходящую с ним психотерапию, как:
«ненужную»
«глупую»
«напрасную»
«пустую» и пр.
При этом клиент не желает рассказывать терапевту значимые события своей жизни, стремиться поскорее
окончить сеанс,
прекратить терапию
и избавиться от психотерапевта вообще.
Это называют 2. сопротивлением вовлечению в перенос.
Терапевту следует:
1) заключать договор с клиентом, где будет оговорено определенное число сеансов.
2) снимать тревогу клиента посредством эмпатии и принятия.
3) создавать условия для получения удовольствия от психотерапии
интеллектуального
и эмоционального
делать всё то, что приводит к установлению и поддержанию терапевтического альянса.
возникает третья стадия - 3. актуализация переноса.
первоначальное
сопротивление вовлечению в перенос переходит в 4.сопротивление осознанию переноса.
Клиент
«не рассказывает»
а «показывает»
как те или иные межличностные отношения у него были представлены в детском опыте
на самом терапевте, включая его в пространство своих взаимоотношений.
начинает испытывать сильные чувства по отношению к психотерапевту,
но… не осознаёт связи этих чувств с объектами из прошлого опыта.
артикулируя и проговаривая свои желания, дает им разрядку, тем самым, снимая психическое напряжение.
Терапевт
проводит ревизию чувств клиента
и определяет его фрустрированные желания.
Транссубъективная стадия
Это апогей развития переноса, когда последний начинает носить неврозоподобный характер (5.Невроз переноса).
На данном этапе
клиент
уже
осознает свой перенос,
понимает «истинную» природу своих чувств,
но … ему хорошо в переносе,
и на этой стадии не оставляет сопротивление,
теперь оно направлено удержание переноса (6. Сопротивление разрешению переноса).
не хочет выходить из своего трансферентного состояния, ему комфортно в нем.
терапевт
для него вроде как новая родительская фигура:
и позаботится,
и поддержит
и «обласкает».
говорит с клиентом на «одном языке»
вынужден проводить отдельную работу по выводу клиента из, уже ставшей похожей на хобби, психотерапии.
оба к этому времени уже достаточно выучивают и «знают» друг друга.
эта стадия наиболее благоприятна для развития Я-объектной связи с клиентом.
психотерапия в рамках этой стадии может длиться «сколь угодно» долго.
Итог этой стадии - интериоризация клиентом образа психотерапевта, когда этот образ становится фигурой внутреннего аналитика.
7 Стадия развития переноса - Угасание
в силу проработанности,
снижение эмоциональной значимости
осознанность
Источник:
https://www.b17.ru/article/koterapiya/ Mind Map:
© Ольга Виноградова 2022