Метафорические пространства. Лучшее/хорошее наверху - плохое внизу.

Jul 12, 2020 09:49

"лучшее/хорошее наверху" - подняться с колен; занять верхнюю строчку таблицы (ступень пьедестала); быть на седьмом небе от счастья; воспрянуть духом; повысить настроение; высокий пост; дома повышенной комфортности и т.д.
"плохое внизу" - опуститься (переносный смысл); унизить достоинство; низкий поступок; низкий человек; унизительное предложение; настроение упало; всё упало и т.д.

1. Нас очень обрадовали высокие тиражи.
Его доходы упали в прошлом году. Из приведенных примеров видно, что в обоих языках количественное значение «больше» ассоциируется с пространственной ориентацией «верх», «меньше» - с ориентацией «низ».
2. Он сегодня в приподнятом настроении.
«Радость» ассоциируется с пространственной ориентацией «верх»; «грусть» - с ориентацией «низ».
3. Она достигла высокого положения.
Он принадлежал низшему сословию.
метафоры «высокое положение» и «низшее сословие» отражают занимаемое человеком
положение в обществе. Можно видеть, что «высокий статус» ассоциируется с пространственной ориентацией «верх», а «низкий статус» - с ориентацией «низ».
4. В будни я встаю в шесть утра.
Он провалился в сон.
В русском языке «сознание» может ассоциироваться с пространственной ориентацией «верх», а «бессознательное состояние» - с ориентацией «низ».
Источник: https://docviewer.yandex.ru/view/492116296/?page=4&*=NO4OuxWaQ7f5hHm4pWcr5zT%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%3D%3D&lang=ru

метафора, нейролингвистика, эмоции, лингвистика

Previous post Next post
Up