Jul 02, 2020 22:38
"Наиболее фундаментальные культурные ценности согласуются с метафорической структурой основных концептов этой культуры. В качестве примера рассмотрим некоторые суждения о культурных ценностях нашего общества, которые согласуются с пространственными метафорами типа ВЕРХ-низ, при том что понятия, противоположные этим ценностям - не согласуются.
«Большее - лучше» согласуется с метафорами
БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.
«Меньшее - лучше» не согласуется с ними.
«Более крупное - лучше» согласуется с метафорами
БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.
«Более мелкое - лучше» не согласуется с ними.
«Будущее будет лучше» согласуется с метафорами
БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.
«Будущее будет хуже» - не согласуется с ними.
«В будущем будет больше» согласуется с метафорами
БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.
«В будущем ваш статус повысится» согласуется с метафорами
ВЫСОКИЙ СТАТУС - ЭТО ВЕРХ и БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.
Эти ценности глубоко коренятся в нашей культуре. Сентенция «будущее будет лучше» представляет собой базовую идею прогресса. Частные случаи утверждения «в будущем будет больше» - это накопление товаров
и увеличение заработка. Высказывание «в будущем ваш статус повысится» является лозунгом карьеризма. Эти суждения о ценностях согласованы с нашими пространственными метафорами; а суждения, обратные им, - нет. Таким образом, похоже, что наши ценности не автономны; они вместе с метафорическими понятиями, которыми мы живем, должны формировать непротиворечивую систему."
Источник: G. Lakoff and M. Johnson "METAPHORS We Live By"
метафора,
ценность,
лингвистика