![](https://ic.pics.livejournal.com/nlpt/49172933/370893/370893_original.png)
Этические теории (Э.Т.) Первого Порядка
(1) Э.Т., основанные на долге
Примеры:
христианская этика
этика Канта
Утверждают:
что моральный поступок означает
поступать согласно нашему долгу
вне зависимости от последствий, которые могут последовать за этим поступком
Мотивы для поступка
должны быть “чистыми”
и не могут включать рассчитанную выгоду от поступка
Слово “долг” означает
выполнение необходимого с моральной точки зрения поступка
Моральный закон должен быть одинаковым для всех
Получение “добра” под названием “счастье”
не может стать универсальным принципом,
так как человек, возможно, захочет стать счастливее за счет несчастья другого
Пример:
Конфликт:
Желание этнической группы выйти из состава государства
и желание государства не позволить нарушить государственную целостность.
Разрешение:
От имени государства начинаются военные действия против этой этнической группы и погибают люди.
Мораль:
Кантовская деонтология будет считать решение вопроса таким способом неморальным поступком,
потому что убийство людей - неморальный поступок вне зависимости от желательных или желаемых последствий.
Его “категорический императив” (универсальная необходимость поступать определенным образом) - это действовать согласно “максиме” (субъективное решение об общем принципе для поступка).
Человек выбирает максиму разумно, так как максима станет универсальным законом (категорическим императивом), применяемым для всех и для себя.
(2) Э.Т., относящиеся к консеквенциализму
Пример:
утилитарная этика Бентама и Милля
Утверждают:
что добро (моральный поступок) означает
это что-либо, что приносит наибольшее общее счастье для большинства
Мотивы для поступка
могут включать рассчитанную выгоду от поступка
Получение “добра” под названием “счастье”
может становится универсальным принципом
Пример:
Конфликт:
Желание этнической группы выйти из состава государства
и желание государства не позволить нарушить государственную целостность.
Разрешение:
государство может расправиться с недовольной этнической группой вплоть до уничтожения,
так как целостность территории сделает большинство в государстве счастливыми.
Мораль:
Вооруженное подавление будет морально оправдано.
(3) Э.Т. построенные на классе человеческих качеств, называемых этическими добродетелями
Пример:
этика Аристотеля
выделяются из дихотомии
деонтологии
и консеквенциализма
Утверждают:
надо рассматривать:
характер индивидуума
и его личную жизнь в целом
В НЛП:
ОКРУЖЕНИЕ!
в отличие от первых двух групп этических теорий, которые спорят о том, какой поступок считать морально правильным.
В НЛП:
ПОВЕДЕНИЕ!
человек получает “добро”, например “счастье” в своей жизни,
если он решает жизненные проблемы морально,
В НЛП:
НАВЫКИ!
благодаря приобретенным добродетелям.
В НЛП:
ОКРУЖЕНИЕ!
Пример:
Конфликт:
Желание этнической группы выйти из состава государства
и желание государства не позволить нарушить государственную целостность.
Разрешение:
Не сам поступок будет обсуждаться,
а то, что люди из-за отсутствия природных или приобретенных добродетелей не смогли решить конфликт мирным путем, чтобы быть счастливыми.
Мораль:
Вооруженное подавление будет морально оправдано.
Источник:
Н.М. Сланевская. Мозг, мышление и общество. Часть II. (мозг и сознание, нейроморальность человека, социальные нейронауки, мышление и общественное устройство)
MindMap
© Ольга Виноградова 2020