О морали. Часть 1.

Mar 06, 2020 00:07

"Милгрэм начал свое исследование в результате размышления о том, с какой легкостью немцы подчинились власти и уничтожали евреев по приказу Гитлера (Milgram, 2009). Он задумался, а могло бы это быть в его собственной стране, в США? Сначала эксперимент проводился на студентах, потом на разных группах людей. В эксперименте участвовали “Учителя” (изучалось поведение “Учителей”), “Обучаемые” и “Экспериментатор”. “Учителя” неизменно подчинялись настойчивому требованию “Экспериментатора” продолжать эксперемент и наказывали “Обучаемого” электрическим шоком с конечным увеличением до 450 вольт за неправильные ответы. “Учителя” показывали муки совести, но продолжали эксперимент, не осмеливаясь перечить “Экспериментатору” как представителю легетимной власти в науке. Когда “Экспериментатор” выходил из коминаты, “Учителя” пытались снизить наказание, то есть сами по себе они не хотели быть жестокими и только зажатые в социальные рамки легтимной властью, они начинали подавлять свое моральное мышление, не желая идти на конфликт. Милгрэм объясняет это через “инструментное состояние”: человек перестает сам решать и переносит решение и ответственность на власть. Он просто добросовестно выполняет распоряжение, как инструмент, и думает, что власть знает, что надо делать и несет полную ответственность. Подчинение - это базовый социальный элемент в системе власти и необходим для совместного проживания. Однако подчинение Гитлеру погубило миллионы людей между 1933 и 1945 годами. Бесчеловечная политика может возникнуть в голове одного человека, но она может быть осуществлена только с помощью массы других людей, которые подчиняются его приказам (Milgram, 2009).
Солдат не испытывает вину или стыд, когда он убивает и сбрасывает бомбу на жилище, в котором живут дети, или посылает беспилотник на вражескую территорию. Он чувствует гордость или стыд в зависимости насколько хорошо он выполнил данную ему властью задачу: много или мало убил людей. Его социальная интуиция успешно конкурирует с моральной интуицией.
Перед экспериментом Милгрэма ожидалось, что только 1% - 2% дойдут до наказания в 450 вольт, однако оказалось 65% (этот процент не зависел от участвующих мужчин или женщин или социального положения и образования)."
Источник: Н.М. Сланевская. Мозг, мышление и общество. Часть II. (мозг и сознание, нейроморальность человека, социальные нейронауки, мышление и общественное устройство)

экспериментальная психология, мозг, мораль

Previous post Next post
Up