Психолингвистика (П.)
Что?
Психолингвистика - это наука, изучающая процессы
речеобразования,
восприятия
и формирования речи
в их соотнесенности с системой языка.
От:
психо - общая часть со словом психология
(греч. psyche - душа)
и лингвистика (лат. langua - язык)
по объекту совпадает с лингвистикой, а по предмету и методам - с психологией, изучающей порождение, функционирование и строение психического отражения реальности.
Основатель П.
Ч.Осгуд
Предмет П.
А.А. Леонтьев
Предметом психолингвистики является соотношение
личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны,
и языком как главной «образующей» образа мира человека - с другой.
Ч. Осгуд
Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции (речевые намерения) говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода и эти сигналы преобразуются в интенции слушающих.
Т.о. психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояние сообщений с состоянием участников коммуникации
И.Н. Горелов, К.Д. Седов
Психолингвистика составляет ядро антропоцентрического подхода в лингвистике. Предметом психолингвистики является языковая личность, рассматриваемая в индивидуально-психологическом аспекте.
Бабкина Е.С. и Семенова И.В.
процесс создания и восприятия знаков языка в сознании их носителей.
Объект П.
язык и речь человека, используемые им
для разных целей и в разных ситуациях.
Термин
введен
Кем?
Н. Пронко
Когда?
в 1946 г.
Где?
в статье «Язык и психолингвистика»
вошел в научный обиход
в 1953 г.
Причины появления П.
В условиях миграции населения возник ряд вопросов, связанный с обучением иностранным языкам разных групп населения:
Какова оптимальная организация языкового материала в учебнике иностранного языка в зависимости от возраста учащегося и этапа обучения?
С какого возраста можно обучать детей иностранному языку?
Как сделать учащегося билингвом в максимально короткие сроки?
Как освоить чужую культуру?
При обучении родному языку
так же не было до конца ясно, как происходит понимание правил употребления языка, если взрослые не формулируют их при обучении детей.
Возникла проблема с обучением умственно отсталых детей, глухонемых и слепоглухонемых.
При передаче информации на расстояние по каналам связи с помощью технических средств, связисты нередко получали искаженные сообщения.
Поэтому ученые обратились к проблемам кодирования и декодирования сообщения в связи со структурой языка и психологией понимания информации человеком.
Источник:
Тирания слов
Стюарт Чейз
Основы психолингвистики
Горелов И.Н., Седов К.Ф.
Учебно-методические материалы "Основы психолингвистики и социолингвистики"
Бабкина Е.С. и Семенова И.В.
MindMap
© Ольга Виноградова 2019