Эвристика доступности.

Apr 17, 2019 16:36



Эвристика доступности Э.Д.
Что?
интуитивный процесс, в котором человек «оценивает
частоту
или возможность
события
по легкости, с которой
примеры
или случаи
приходят на ум»,
т. е. легче вспоминаются
Как?
При подобной оценке человек полагается на ограниченное количество примеров или случаев.
поэтому такой процесс является необъективным
Пример:
человек оценивает
степень риска возникновения инфаркта
у людей среднего возраста,
припоминая подобные случаи среди своих знакомых
Причины Необъективности:
Зачем?
Это упрощает
комплексную задачу оценки
вероятности
и прогнозирования значимости события
до простых суждений, основанных на собственных воспоминаниях,
Где?
В рекламе
Пример:
Apple проводит масштабную рекламную кампанию каждого своего нового продукта,
Когда перед человеком встанет вопрос, какой смартфон ему выбрать, он будет сильно опираться на свои воспоминания, что он часто слышал или видел информацию об этом бренде и конкретно об этой модели
В медиа
Пример:
Многие люди считают, что вероятность смерти от нападения акул выше (1 из 300 млн. случаев), чем смерть от удара частью падающего самолета (1 из 10 млн. случаев), в то время, когда на самом деле, как видно из статистики, больше людей погибает по второй причине
Ошибочное суждение в данном случае возникает из-за того, что, когда происходит нападение акул, смертельные случаи широко освещаются в СМИ, а информация о гибели в результате удара частью падающего самолета попадает в СМИ редко
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эвристика_доступности
MindMap
© Ольга Виноградова 2019


Эвристика доступности. Причины Необъективности:
нахождение примеров
близкое знакомство человека с информацией
Пример:
Испытуемым было предложено прослушать список, состоящий из имен знаменитостей обоих полов, и ответить на вопрос, людей какого пола в списке было больше
Разные списки были предложены разным группам людей
В одном списке мужчины были относительно известнее, чем женщины, и в другом списке наоборот
В каждом случае испытуемые ошибочно определили, что в списке было больше представителей того пола, который был представлен более известными людьми
значимость, или прямое воздействие
принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Пример:
уверенность человека в том, что его жилье может загореться, личное присутствие на месте пожара влияет больше, чем прочтение об этом в местной газете
давность события
Недавно полученная информация вспоминается легче, чем то, что произошло давно
Пример:
субъективные опасения попасть в ДТП
возрастают, когда человек видит на обочине перевернутую машину,
но по прошествии времени увиденное забывается и степень страха снижается
эффективность поиска
Пример:
Испытуемым задали вопрос: если взять наугад из любого текста любое слово, состоящее из трех и более букв, то какая вероятность выше:
что слово будет начинаться на букву «r»
или что буква «r» будет в слове третьей?
Испытуемые ответили на этот вопрос, основываясь
на том, сколько они смогли придумать слов, начинающихся на «r», и сколько слов, в которых буква «r» стоит третьей,
а также на оценке легкости, с которой слова этих двух типов приходили им на ум.
Так как вспоминать слова по их первой букве легче, чем по третьей, испытуемые сделали вывод, что слова, начинающиеся на «r» более многочисленны, нежели слова, где «r» стоит третьей.
И такие выводы были сделаны для любых согласных, даже для таких как «r» или «k», которые в третьей позиции встречаются чаще, чем в первой (данные этого эксперимента справедливы для английского языка, на котором был проведен эксперимент)
способность воображать
Пример:
риск, связанный с авантюрной экспедицией, оценивается путем представления трудностей, с которыми экспедиция не справится.
Если множество таких трудностей представлено ярко, то предприятие будет казаться чрезвычайно опасным, хотя
легкость, с которой бедствия воображаются,
не отражает их реальной вероятности.
И наоборот, риск может быть сильно недооценен, если некоторые трудности
либо тяжело вообразить,
либо вообще не приходят на ум
иллюзорная корреляция
Суждение о том, как часто два события сосуществуют, может основываться на силе ассоциативной связи между ними.
Пример:
Группе испытуемых дали ознакомиться с информацией о нескольких предположительно психически больных.
Информация состояла из
диагноза каждого больного
и рисунка человека, сделанного этим больным.
Диагнозы и рисунки были показаны испытуемым,
и затем они должны были оценить, как часто
каждый диагноз
паранойя
или подозрительность
сопровождался различными особенностями рисунка
своеобразные глаза
отсутствие пальцев на руках
Испытуемые значительно переоценили частоту совпадения естественных ассоциаций
Пример:
диагноз паранойи или подозрительности и своеобразные глаза
Когда ассоциация сильна, можно сделать вывод, что события взаимосвязаны.
В данном эксперименте иллюзорная корреляция между подозрительностью и своеобразным рисунком глаз связана с тем,
что подозрительность сильнее всего ассоциируется с глазами, чем с какими-либо другими частями тела.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эвристика_доступности
MindMap
© Ольга Виноградова 2019

эвристика, когнитивная психология, когнитивное искажение

Previous post Next post
Up