Метапрограмма №11. Тип структурирования реальности

Jan 23, 2019 16:02

Аристотелевский/неаристотелевский (статичный/процессуальный)
Концепт. Способ, которым человек осмысляет территорию «реальности» - как нечто статичное, постоянное, состоящее из объектов, устойчивое, вечное и т. д. или как нечто меняющееся, состоящее из процессов, наполненное движением и т. д., - определяет тип карты, которую он использует в жизни.
Извлечение. «Когда вы размышляете о реальности, то обычно представляете ее как нечто постоянное, устойчивое и состоящее из объектов или как танец электронов, нечто текучее, постоянно меняющееся, состоящее из процессов?»
Идентификация
1. Аристотелевский. Люди, которым реальность кажется статичной, исповедуют аристотелевский взгляд, позволяющий им взирать на жизнь с макроскопической или микроскопической позиции физики. Они живут (ментально и концептуально) в мире, наполненном вещами, объектами, людьми и т. д., и поэтому употребляют в своей речи преимущественно существительные и номинализации. Это побуждает их овеществлять процессы, превращая их в объекты (номинализация). Они обычно также прибегают к аристотелевской «логике», которая проявляется в использовании (скрытом) «есть» идентичности («Он - неудачник») и «есть» предикации («Она глупа»). Тем самым они живут в достаточно устойчивой и «застывшей» вселенной, к которой могут чувствовать себя привязанными и объекты которой считают неизменными.
2. Неаристотелевский. Люди, которые представляют реальность в виде процессов, усвоили скорее неаристотелевскую мыслительную установку и поэтому взирают на жизнь преимущественно с субмикроскопической позиции физики. Это позволяет им ценить и использовать «квантовый» уровень. Концептуально они осмысляют действительность как «процессуальную», полную выплесков энергии, так что «объекты» становятся относящейся к более высокому уровню макроскопической иллюзией нервной системы, концептом, пригодным для работы и использования, но не более того. В разговоре они больше используют глаголы, функциональный язык, поведенческие характеристики и поэтому живут в мире процессов.
Язык и личность.. Язык существительных и номинализации формирует устойчивый черно-белый мир (№ 6) аристотелевского ума, способствует более конкретному и детальному мышлению (№ 1) и тем самым обусловливает большую рассудочность (№ 22). Язык глаголов и процессов ведет к мышлению континуумом, склонности задавать вопрос «как» (№ 10), большей восприимчивости, текучести личности (гибкости).
Наша государственная система образования во многом способствует аристотелевскому типу мышления. Он до сих пор пронизывавет нашу культуру. Психологическое сообщество продолжает использовать при диагностике DSM-IV. Если человеку ставят диагноз «паническое расстройство» и назначают государственное пособие, тогда получается, что доллары, взимаемые в виде налогов, поддерживают тот образ жизни, при котором человека постоянно преследует страх. Кожибски (Korzybski, 1933/1994) показал, что представляет собой неаристотелевский стиль мышления, эмоций и речи. НЛП развивается на этой основе. Тем самым НЛП превращает «панической расстройство» снова в процесс, задавая вопрос: «Как вы определяете, когда вам впадать в панику? В результате каких ваших действий вас начинает переполнять страх? Что вы видите, говорите себе и т. д.? Если вы этого не сделали, что вы испытываете?»
Первичные контексты. Наша нервная система предрасполагает нас изначально к аристотелевскому способу восприятия и мышления. Поэтому изменение этой метапрограммы полностью зависит от обучения на основе аристотелевского восприятия, которое характеризует «здравый смысл». Данный уровень характерризует мышление ребенка и мышление первобытных людей. Неаристотелевская мыслительная установка проистекает из мировоззрения, опирающегося на квантовую механику, квантовую (не ньютоновскую) физику, теорию Эйнштейна и т. д.
Самоанализ
• Аристотелевская статичная/неаристотелевская процессуалы. ная сортировка
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма^ уровень ДА/НЕТ

Источник: "51 метапрограмма НЛП" Боденхамер Б., Холл М.

Боб Боденхаймер, Майкл Холл, метапрограмма, логика, НЛП, дихотомия

Previous post Next post
Up