Психолингвистика (П.)
Что?
область лингвистики, изучающая язык, прежде всего как феномен психики
Область изучения
комплексная наука, которая относится к дисциплинам
лингвистическим
поскольку изучает язык
психологическим
поскольку изучает язык в определенном аспекте - т.е. как психический феномен.
не занимается изучением мертвых языков - таких, как старославянский или греческий, где нам доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей
П. исследует также
причины, по которым
процесс развития речи
и ее функционирование
отклоняются от нормы.
дефекты, возникшие
Предмет П.:
коммуникативная компетенция человека,
в индивидуальном речевом акте
1.
производство речи
2.
восприятие речи
3.
формирование речи (в процессе становления личности ребенка).
Человек рождается, наделенный возможностью полного овладения языком.
Однако этой возможности еще предстоит реализоваться.
Чтобы понять, как именно это происходит, П. изучает развитие речи ребенка
Сравните с
психологией речи (иногда ее называют лингвопсихологией),
Психология больше концентрирует свое внимание на особенностях психических функций сознания в ходе порождения, понимания и формирования речи
П. вместе с этим старается учитывать и способы выражения (языковые и невербальные) этих функций в
речевой деятельности
и речевом поведении людей.
Связана с:
социальной психологией
и социолингвистикой
патопсихолингвистикой
пеихолингвистической конфликтологией
История П.
Возникла в конце 50-х - начале 60-х годов 20-го века.
Разработчики:
Алексей Алексеевич Леонтьев
В основу психолингвистики тогда была положена
теория деятельности
П. называли тогда теорией речевой деятельности
Виды:
Общая П.
включает в себя наиболее устоявшийся комплекс глобальных проблем и концепций, их разрешающих, которые следует считать методологической базой всех психолингвистических исследований.
Цель
создание единой, по необходимости умозрительной, модели, объединяющей в себе фундаментальные научные представления о коммуникативной компетенции здоровой, взрослой личности.
Частные П.
Социальная П.
делает акцент на отличиях в речевом поведении, деятельности, сознания, которые продиктованы социально-психологическими особенностями существования людей.
Возрастная психолингвистика (онтолингвистика)
исследовании становления коммуникативной компетенции в онтогенезе
Направления:
1) рефлексивная психолингвистика или «психолингвистика психолингвистики»
2) психолингвистика развития
3) этнопсихолингвистика
4) психолингвистика художественной речи
Методы:
подходы
описательные
сравнительно-описательные
наблюдение за реальной коммуникацией
Источник:
Лекции А. А. Залевской
https://poisk-ru.ru/s6107t2.html Mind Map:
© Ольга Виноградова 2018