Структура психики человека
1) психические процессы
Что?
динамическое отражение
действительности
в различных формах психических явлений
Как?
проявляются как течение психического явления,
имеющего
начало,
развитие
и конец,
тесно связанный с началом нового процесса
-отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека
вызываются
как внешними воздействиями
так и раздражениями нервной системы,
идущими от внутренней среды организма
взаимосвязаны
и составляют единый поток сознания,
обеспечивающий
адекватное отражение действительности
и осуществление различных видов деятельности
протекают с различной
быстротой
и интенсивностью
в зависимости от
особенностей внешних воздействий
и состояний личности
Какие?
познавательные
ощущения
восприятия
представления
память
мышление
воображение
эмоциональные
активные
пассивные
переживания
волевые
Решение
исполнение
волевое усилие
Зачем?
обеспечивают
формирование знаний
и первичную регуляцию
поведения
и деятельности
человека
2) психические состояния
Что?
определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности,
который проявляется в
повышенной
или пониженной
активности личности
Как?
имеют рефлекторную природу:
возникают под влиянием
обстановки
физиологических факторов
хода работы
времени и словесных воздействий
похвала
порицание и т.п.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности
Наиболее изученные:
1) общее психическое состояние
Пример:
внимание
проявляющееся на уровне
активной сосредоточенности
или рассеянности.
2) эмоциональные состояния или настроения
Примеры:
жизнерадостное
восторженное
грустное
печальное
гневное
раздражительное и т. д.
3)
особое творческое
состояние личности
вдохновение
3) психические свойства
Что?
устойчивые образования,
обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень
деятельности
и поведения,
типичный для данного человека.
Как?
формируется
постепенно
в процессе отражения
и закрепляется в практике
не существуют вместе,
синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности
систему потребностей
интересов
убеждений
идеалов
определяющую
избирательность
и уровень активности
человека
2) темперамент
систему природных свойств личности
подвижность
уравновешенность поведения
и тонус активности
характеризующую динамическую сторону поведения
3) способности
систему
интеллектуально волевых
и эмоциональных свойств,
определяющую творческие возможности личности
4) характер
как систему
ношений
и способов поведения
Какие?
их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов,
на основе которых они формируются
свойства деятельности человека
Интеллектуальной или познавательной
наблюдательность
гибкость ума
волевой
решительность
настойчивость
и эмоциональной
чуткость
нежность
страстность
аффективность и т. п.
Источник:
Анна Константиновна Луковцева
Психология и педагогика. Курс лекций
Mind Map:
© Ольга Виноградова 2017