Человеческая Коммуникация
Не сводится только к процессу передачи информации.
при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия "обратная связь" не изменяет сути дела),
в условиях человеческого общения информация
не только передается,
но и
формируется,
уточняется,
развивается
1.
отношение 2 индивидов
каждый из которых является автивным субъектом
Интерсубъективный процесс
Леонтьев
люди не просто "обмениваются" значениями,
но и стремятся при этом выработать общий смысл
Это возможно лишь при условии, что информация
не просто принята
но и
понята
осмыслена
Суть коммуникативного процесса
не просто взаимное информирование
но совместное постижение предмета
в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве
деятельность
общение
и познание
2.
посредством системы знаков люди пытаются повлиять
друг на друга
обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера
т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса
в этом смысле "знак в общении подобен орудию в труде"
Эффективность коммуникации измеряется именно тем,
насколько удалось это воздействие
Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений,
который сложился между участниками коммуникации
3.
коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда
когда
человек
направляющий информацию (коммуникатор)
и человек
принимающий ее (реципиент)
обладают единой или сходной системой
кодификации
и декодификации
все должны говорить на одном языке
Коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами
даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково:
социальные
политические
возрастные
особенности могут быть тому причиной
Л.С.Выготский
мысль никогда не равна прямому значению слов
у общающихся должны быть идентичны
в случае звуковой речи
не только
лексическая
и синтаксическая системы,
но и одинаковое понимание ситуации общения
А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности
Пример:
Муж, встреченный у двери словами жены:
"Я купила сегодня несколько электрических лампочек",
не должен ограничиваться их буквальным истолкованием:
он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку.
4.
В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры
Они
не связаны
с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации
или с погрешностями
кодирования
и декодирования,
а носят характер
социальный
или психологический
барьеры
могут возникать из-за:
отсутствия понимания ситуации общения
вызванного не просто различным языком
но и различиями:
социальными
политическими
религиозными
профессиональными
мироощущения
мировоззрения
миропонимания
индивидуальных психологических особенностей общающихся
Пример:
чрезмерная
скрытность
или застенчивость
одного из них
порождены
объективными социальными причинами
принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам
и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений
хотя даже военные противники ведут переговоры
но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется
В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах
Может возникнуть необходимость в обучении общению
Источник:
Андреева Г.М. "Социальная психология"
MindMap
© Ольга Виноградова 2017