Дифференциальная социализация (Д.С.). Гендерно-ролевая социализация
Что?
процесс, в ходе которого человек обучается тому, что
есть вещи, которые
свойственны одним
и несвойственны другим,
в зависимости от принадлежности обучаемого
См.также:
Социализация
Socialization
Процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т. д.
Частный случай:
гендерно-ролевая социализация
в ходе которой мы научаемся тому, что социально приемлемо
для мужчин
и для женщин
Когда?
Зачатки дифференциальной социализации :
Родители хотят знать пол ребенка уже до рождения,
поскольку от этого будет зависеть,
как они его назовут
какую одежду
игрушки и украшения будут покупать
чем будут с ним заниматься
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу (это называется гендерной идентификацией
gender identification
К 7 годам, а часто даже в 3-4 года, дети достигают гендерной константности
gender constancy
- понимания, что гендер постоянен и изменить его невозможно
поло-ролевое поведение маленьких детей контролируется извне, социальным давлением, но затем ребенок выстраивает свою собственную систему стандартов поведения
После того как это произошло, ребенок начинает контролировать поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе
в соответствии с социально-когнитивной теорией гендерной саморегуляции
social cognitive theory of gender self-regulation
Как?
вся информация, касающаяся гендерного поведения, отражается у нас в сознании в виде
гендерных схем
gender schemas
Механизмы Д.С.
дифференциальное усиление
differential reinforcement
когда
приемлемое гендерно- ролевое поведение вознаграждается
неприемлемое - наказывается
при условии, что поощрение или наказание человека за определенные модели поведения, интересы и т.д. зависит от его биологического пола
дифференциальное подражание
Процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению
согласуется с теорией социального научения (social learning theory) (Bandura, 1977)
Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации
Детская литература
Сексизм
Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола
институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком)
Телевидение
Реклама
ролики эксплуатируют традиционный образ мужественности, указывая, что именно надо делать (в том числе и пить пиво), чтобы стать настоящим мужчиной
Фэйсизм
мужчины на них обычно изображаются от шеи и выше, а женщины - во весь рост
Язык
Вспомните, сколько существует способов, чтобы сказать о женщине, что она распутна
Игрушки
Источник:
Шон Бурн. Гендерная психология.2012. 2012
MindMap
© Ольга Виноградова 2017