Виды ошибок.

Apr 11, 2017 20:43



Виды ошибок
1.
Ошибки, локализующиеся в первичных зонах мозга
возникают из-за того, что в этих зонах не оказывается распознавателей примитивов восприятия
для того, чтобы в нужной полноте отразить действительность.
Пример:
Котят вырастили в среде, где не было вертикальных полосок
когда они подросли и их переместили в среду, имеющую вертикальные прутья,
котята натыкались на прутья решётки "не видя" их
детекторы вертикальных элементов не образовались в сензитивный период созревания структур мозга
особь будет натыкаться на стоящие швабры и т.п. в упор их не видя, пока не обратит на это внимание в виду ощущаемых нежелательных последствий, - ощущения ошибок в своем поведении
Для обнаружения ошибки ситуация должна быть такова, чтобы последствия от натыкания были новее и важнее, чем другое происходящее
(чтобы не было более актуального и безотлагательного)
Тогда возникнет
осознание ошибки,
необходимость что-то этим сделать,
исследовательское поведение,
поддерживаемое доминантой активности нерешенной проблемы
При натыкании на швабру будут восприняты доступные признаки швабры
(кроме невидимых вертикальных полос),
по которым особь начнет
распознаваться
и избегаться,
совершенствуясь до тех пор, пока результат не станет достаточно желаемым.
Там, где вертикальная составляющая будет самым важным признаком,
распознавание без него окажется затруднено потому, что в разных условиях второстепенные признаки могут оказываться не доступными (при освещения, при разном материале швабры и т.п.),
что всякий раз при неудаче заставит корректировать распознавание с учетом новых признаков условий, сознавая все новые ветвления поведенческому автоматизму.
даже те, кто прекрасно распознает вертикальные линии, в каких-то условиях может оказаться лишенным своих преимуществ, например, в темноте, и тогда те, кто научился распознавать, скажем,
на ощупь
или по запаху,
получат преимущества.
См.также:
Иллюзий восприятия
2.
Ошибки в социально-зависимом поведении
не имеют непосредственной корреляции с реальностью потому, что относятся к субъективным представлениям о том,
что допустимо в обществе,
а что - нет.
Общеразделяемые представления об этот составляют этику культуры
Пример:
пукнуть в приличном обществе - совершенно недопустимо,
хотя этот акт всего лишь чреват неприятным запахом
а вот намекнуть на взятку - вполне может быть допустимо,
хотя это - куда как большее зло, и в шутку его не обратишь
Ошибки социального поведения выявляются по результатам того,
как окружающие отреагируют на действие
А это - вполне реалистично и позволяет точно так же как в любом другом случае корректировать ошибки для данных условий
Если общество "приличное" - одно, а если вокруг "свои" - другое
Поскольку бывает легче исправить свое поведение, чем реальность приспособить к себе,
такие социальные явления как коррупция невозможно искоренить,
не изменив общеразделяемые представления об этом
так, чтобы недопустимость коррупции была не меньшей, чем недопустимость пукнуть в приличном обществе
И любые революционные методы тут не дадут ничего, кроме бед
3.
Экспертные ошибки
это не соответствующие объективной действительности
суждение эксперта
или его действия
не приводящие к цели экспертного исследования,
являющиеся результатом добросовестного заблуждения
Эксперт искренне полагает, что он
мыслит
и действует
правильно
4.
Детские ошибки
Если несколько раз подряд положить игрушку или другой интересный предмет в один из двух контейнеров (например, в правый),
позволяя ребенку достать игрушку и поиграть с ней,
а потом на глазах у малыша спрятать игрушку в левый контейнер,
ребенок всё равно продолжает искать желанный предмет в правом контейнере
маленькие дети - существа в высшей степени социальные
Сознание малыша настроено на то, чтобы извлекать общую информацию об устройстве мира
не столько из наблюдений за этим миром,
сколько из общения со взрослыми
Дети постоянно ждут от взрослых, что те поделятся с ними своей мудростью.
Когда взрослый передает ребенку какую-то информацию -
словом ли,
интонацией,
мимикой
или действием
- ребенок прежде всего пытается найти в ней
некий общий смысл
объяснение
правил
порядков
и законов
окружающего мира
Дети склонны
генерализовать,
обобщать
информацию,
но не любую, а прежде всего ту, которая получена от взрослого человека при прямом контакте с ним.
дети неправильно интерпретируют начальный этап эксперимента
- когда экспериментатор несколько раз подряд кладет игрушку в правый контейнер
Возможно, дети
воспринимают это как сеанс обучения некому общему правилу
думают, что экспериментатор своими действиями хочет объяснить им что-то важное
Может быть, он хочет сказать:
«У нас принято хранить игрушки справа, вот в этой коробочке»
или: «Если тебе понадобится игрушка, смотри, где ее искать».
Источник:
http://scorcher.ru/neuro/neuro_sys/mistake/mistake.php
Mind Map:
© Ольга Виноградова, 2017

когнитивное восприятие, ошибка восприятия, ошибка, когнитивная психология, когнитивное искажение

Previous post Next post
Up