Сознание. Культурно-историческая психология (Выготский)
Попытка объяснить сознание социальными процессами
Очевидно, чо наше содержание сознания тесно связано с социальным
Эту идею развивают
Лев Семёнович Выготский
1896-1934
и его ученики и последователи
Но есть проблема:
Если социальное порождает сознание, то социальное должно было возникнуть тогда, когда люди были ещё в бессознательном состоянии
Как такое возможно?
Если же социальное порождается сознанием, то тогда нельзя объяснить возникновение сознания социальным
И Лев Семёнович и его ученики попадают в эту противоречивую вилку
Выготский объясняет указательный жест ребёнка
Ребёнок тянется, тянется к игрушке, а мимо проходит его мама и даёт ему игрушку
И опять ребёнок тянется, тянется и опять мимо проходит его мама и даёт ему игрушку
В следующий раз ребёнок уже не тянется к игрушке, а только указывает на неё своей маме и его мама даёт ему игрушку
Происходит т.н. интериоризация
т.е. переход внешнего социального действия вовнутрь
Но тут есть проблема:
для того чобы перешло внешнее действие вовнутрь, это внутрь (внутреннее поле) уже должно существовать
Но ведь это-то и есть сознание!
Выводы:
конечно школа Выготского
имеет огромное влияние
Разработана методика обучения слепо-глухо-немых детей,
так что они могут вырасти и защитить диссертацию
У Выготского есть много важных идей
Пример:
Нашу память убила наша письменность
Мы стали записывать и нам стало не надо запоминать огромные пласты информации
Социального значения запоминать уже нет, если есть письменность
Но решение проблемы сознания не возникло
Источник:
Лекции
Психология сознания
д.п.н. проф. В. М. Аллахвердова
MindMap
© Ольга Виноградова 2017