Ведущие мотивы личности подростков
Мотивы
желаемые состояния в рамках отношения
«индивид -
среда»
формируются в процессе индивидуального развития
определяются с детства,
окружающая среда оказывает большое влияние на формирование мотивационной сферы ребёнка
В каждом возрасте доминируют разные мотивы
Подростковый возраст (П.В.)
Cчитается одним из самых критических моментов
в психологическом развитии личности
Основное противоречие (П.В.)
настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми
при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них
Это отражается коренными изменениями
в мотивационно-потребностной сфере
Учебная деятельность сохраняет свою актуальность,
но в психологическом отношении отступает на задний план.
Ведущая деятельность
общение со сверстниками
Возможно возрастание значимости для личности такой потребности, как
аффилиативная потребность
Аффилиация (А.)
Что?
контакт
общение
определённый класс социальных взаимодействий
это важная потребность личности
Зачем?
способствует установлению отношений
тесных
и комфортных
позволяет преодолеть чувств
о одиночества
и отчужденности
Цель мотива А.
связь
взаимная
и доверительная
где каждый из партнёров
относится к другому приязненно,
принимает его,
дружески поддерживает
и симпатизирует ему
Как?
Такие подростки
общительны
дружелюбны
и испытывают эмоционально положительный отклик при общении с окружающими людьми
стремятся к установлению и сохранению дружеских отношений с людьми
Ситуация «гендерного взросления» подростка
осложняется тем, что в обществе
сохраняются традиционные социальные ожидания к поведению
мужскому
и женскому
часто противоречиво изменяются образы маскулинности и фемининности
которым девочки и мальчики не всегда могут соответствовать
Важное значение в развитии личности подростка
имеет неоплачиваемая деятельность
общественно полезная,
социально
признаваемая
и одобряемая
Пример:
учебно-познавательная
производственно-трудовая
организационно-общественная,
художественная
или спортивная
Мотивы
достижения успеха
Что?
как потребность «добиваться успехов в разных видах деятельности»
устойчивая личностная черта
Как?
Подростки связывают этот мотив с
развитием маскулинных качеств,
конструктивными компонентами ответственности:
глубоким целостным представлением сути ответственного поведения
способностью брать ответственность на себя
и проявлять активность в реализации ответственных дел
и стремления к власти
Что?
способность,
сила
или компетентность
Как?
ориентации на личные интересы
достижении личностно значимого результата
положительные эмоции, проявляются при выполнении ответственных заданий
Взаимодействие и сотрудничество при реализации ответственных дел
подростки связывают с необходимостью преодоления трудностей
Наблюдается развитие
лидерских качеств
и желания руководить
Подростки связывают достижение успеха с
признанием
и уважением
Аффилиативная потребность у них выражена меньше
Источник:
Синякова Татьяна Олеговна
Ведущие мотивы личности подростков
Mind Map:
© Ольга Виноградова 2017