5 блоков Мотивации по Т. О. Гордеевой
Мотивационно- регуляционный блок
формирование доминирующих мотивов
Блок отвечает за
то, почему человек вообще
что-то делает,
а не делает что-то другое
Мотивы
За мотивами стоят
потребности
- это предикторы
деятельности
и мотивов
могут дать толчок к какому-то поведению
но сами не являются достаточным объяснением того, почему человек что-то делает
и потребные состояния
зависят от
ценностей
которые могут быть представлены на
осознаваемом
и неосознаваемом
уровне
обладают побудительной силой
и во многом определяют
содержание
и характер
деятельности
важно знать иерархию его ценностей
для прогнозирования поведения человека
и представлений
для мотивации важно ощущение
компетентности
и самодетерминации
субъекта
Целевой блок
постановка целей
Цели
- это конечные результаты, которых намерен достичь человек
осознаваемы, в отличие от мотивов
которые могут быть скрыты
позволяют контролировать ход деятельности
связаны между собой иерархически
могут быть
однородны
и разнородны
по содержанию
Блок отвечает за
то, какие цели человек себе ставит
насколько они
конкретны
сложны
четки
ясны
близки
Важный компонент:
самоэффективность
как представление о возможности для индивида осуществить деятельность по достижению той или иной цели
Интенциональный блок
планирование выполнения деятельности
Блок отвечает за
планирование действий по достижению цели
т.е.
сознательное стремление достичь
и выбор средств,
необходимых для достижения
Важный компонент:
вера в
контролируемость
и доступность
средств
и результатов
деятельности
Блок «реакция на неудачу»
Блок отвечает за
реагирование на ситуацию
помехи
и неудачи
Важный компонент:
каким факторам человек приписывает свои
неудачи
и успехи
если человек приписывает неудачу себе
конкретнее - своим способностям
это приводит к отказу от продолжения деятельности
если внешним и контролируемым факторам
или внутренним и поддающимся контролю
то
продолжает усилия
неудача его не «ломает»
Блок «усилия»
реализация намерений
Блок отвечает за
характеристику активности
динамическую
и содержательную
интенсивность деятельности,
готовность выполнять её
непрерывно
на протяжении всей её длительности
Важный компонент:
Источник:
Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл, 2006
Mind Map:
© Ольга Виноградова 2017