Изменения, происходящие в младшем подростковом возрасте
1. Структурное изменение психики.
Оно возможно благодаря возникновению новообразований в психике на предшествующем возрастном этапе.
Формирование дальнейших новообразований в сфере
личности
и сознания
Т.е. развитие самосознания или построение идентичности в терминологии Э.Эриксона.
2. Формирование идентичности
через
отказ от предыдущих
ролей
представлений о себе
и их
пересмотр
и присвоение на новом уровне
Осознанное построение структуры Я
основывается на:
рефлексии
дифференцированной самооценке
произвольности психических процессов
и включает задачи
самоопределения
поиска себя
понимания качеств
личности
и способностей
3. Освоение новой телесности,
принятие
полового созревания
и перехода в новую половую идентичность
мужчина/женщина
принятие и освоение
ролей
сексуальных
и гендерных
4. Кризисные явления
как отказ
от
старых,
устоявшихся
систем отношений
предполагает наличие
негативизма,
отрицательных тенденций
как в поведении,
так и в отношении
к себе
и к окружению.
Негативизм младших подростков проявляется,
в отказе от сложившегося восприятия Я окружающими,
в отрицательном переосмыслении
себя
и родительского влияния.
5. Сепарация от родителей,
рост интенсивности дифференциации
эмоциональной
когнитивной
поведенческой
Отделение от родителей
в свете достижений младшего школьного возраста
ведет к изменению социальной ситуации развития подростка
когда становится очевидной
доминанта отношений со сверстниками
и переживание этих отношений как
значимых
смыслообразующих
при одновременном
освобождении от
влияния
и контроля
взрослых
в первую очередь родителей
и переживании своей
самостоятельности
независимости
взрослости
6. Общение со сверстниками
как источник:
удовлетворения многочисленных потребностей подростка в:
безопасности
принятии
аффилиации
уважении
самопознании
самоактуализации и др
формирования новообразований в сфере личности:
целостная идентичность
личностная децентрация
полоролевое самоопределение
постконвенциональная мораль
чувство взрослости
7. Включение в общественные отношения,
преодоление противоречий между одновременно разворачивающимися процессами
социализации
и индивидуализации,
профессиональное самоопределение
8. Изменение системы ценностей,
формирование собственного оценочного взгляда на
мир
и отношения,
выработка на основании:
формальной логики
индивидуальной позиции
и основ мировоззрения
9. Изменение временной перспективы личности подростка,
расширение границ
прошлого
и будущего,
идентификация с родом,
моделирование перспектив развития
Источник:
Авдулова Т.П., Гордеева О.А. Кризисные явления в развитии подростков // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 5(13).
Mind Map:
© Ольга Виноградова 2016