Основные законы детского развития по Выготскому
1.
Цикличность развития
Периоды
подъема
интенсивного развития
сменяются
периодами
замедления
затухания
Такие циклы развития характерны
для отдельных психических функций
памяти
речи
интеллекта и др.
и для развития психики ребенка в целом
2.
Неравномерность развития
Разные стороны личности
в том числе психические функции
развиваются неравномерно
Дифференциация функций начинается с раннего детства
Сначала
выделяются
и развиваются
основные функции
прежде всего восприятие
затем более сложные
Например:
В раннем возрасте доминирует
восприятие
в дошкольном -
память
в младшем школьном -
мышление
3.
«Метаморфозы» в детском развитии
Развитие
не сводится к количественным изменениям
это цепь изменений качественных
превращений одной формы в другую
Ребенок не похож на маленького взрослого
который
мало знает
и умеет
и постепенно приобретает нужный опыт
Психика
ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени
она качественно отлична от того
что было раньше
и того
что будет потом
4.
Сочетание процессов
Эволюции
и Инволюции
Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции
То, что развивалось на предыдущем этапе
отмирает или преобразуется
Пример:
ребенок
научившийся говорить
перестает лепетать
У младшего школьника
исчезают дошкольные интересы
некоторые особенности мышления
присущие ему раньше
Если же инволюционные процессы запаздывают
наблюдается инфантилизм:
ребенок
переходя в новый возраст
сохраняет старые детские черты
в развитии ребенка
Источник:
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982-1984.
Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. - 1984. - 433 с.
Mind Map:
© Ольга Виноградова 2016