Теория социального научения.

Nov 20, 2016 15:02



Теория социального научения (Т.С.Н.)
Что?
популярная теория научения в психологии,
согласно которой поведение человека обуславливается постоянным взаимным влиянием:
поведенческих
когнитивных
и средовых
факторов
позволившая отойти от идей классического бихевиоризма
предложив новый взгляд на
процесс научения
и основные детерминанты поведения человека
Как?
на поведение человека влияют
не только
среда
или личностные факторы
но и сам человек играет активную роль в создании условий окружающей среды
Теория предложена:
Кем?
А. Бандурой
Когда?
в 1969 году
Четыре процессуальных компонента социального научения:
Истоки поведения человека
От рождения человек наделен ограниченным числом рефлекторных реакций,
на основе которых у него в течение жизни постепенно образуются новые формы поведения
Ведущий механизм,
благодаря которому становится возможным расширение поведенческого репертуара человека
- это научение
Согласно Т.С.Н.
человек может учиться
не только на собственном опыте
но и через наблюдение за поведением других людей,
что является принципиальным отличием этой теории от радикального бихевиоризма
Обучение через собственный опыт осуществляется за счет
положительного
или отрицательного
подкрепления действий,
которые совершает человек
- происходит отбор эффективных форм поведения
При научении через наблюдение у человека
формируется представление о том, каким образом должно реализовываться новое поведение,
он приобретает символическое представление о поведении модели
В дальнейшем такая информация служит для него руководством к действию
Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения
Косвенное подкрепление
осуществляется каждый раз,
когда наблюдатель видит действие модели с их последующим результатом
Важно, чтобы наблюдатель
не только видел,
но и осознавал
результат предшествующих действий модели
Косвенное
позитивное подкрепление будет побуждать человека повторять ранее наблюдаемое поведение модели,
наказание, наоборот, снижает тенденцию вести себя подобным образом
А.Бандура отмечает, что
наблюдатели действия обычно научаются быстрее,
чем его исполнители.
Наблюдатели могут полностью уделить свое внимание поиску правильного решения,
в то время как исполнитель ищет связь между
действием
и результатом
Само- подкрепление
люди твердо придерживаются идеологической позиции,
поэтому можно прийти к выводу о существовании персонального источника контроля за поведением
Люди
устанавливают для себя стандарты поведения
либо при научении
либо при моделировании
и реагируют на них в духе
самовознаграждения
и самонаказания
учатся оценивать свое поведение частично на основании того,
как другие реагируют на него,
а затем критерии этой оценки
переходят во внутренний план
и становятся внутренним регулятором поведения человека
После того, как формируются системы самоподкрепления,
каждое действие будет иметь два вида последствий
внешние результаты
и самооценочные реакции
Баланс между двумя видами оценок может быть разным,
и в каких-то случаях он может приводить к конфликту, если
самооценочные реакции будут сильно расходиться
с внешними результатами действия
В этом случае человек может
либо усилить самооценочное подкрепления действий, которые считает верными,
либо пересмотреть свои внутренние критерии оценки
Эксперименты с куклой Бобо
https://www.youtube.com/watch?v=D6falJVq4DI
Критика теории социального научения
когнитивная составляющая слабо проанализирована
не выделяет различия в процессе научения у разных возрастных групп
не объясняет индивидуальных различий между людьми
не рассматривает особенности взаимосвязей
таких внутренних переменных как
чувства
мысли
желания
человека
с его поведением
Источник:
ru.wikipedia.org/wiki/Теория социального научения Альберта Бандуры
Mind Map:
© Ольга Виноградова 2016

научение, теория личности, теория, социальное научение, социальная психология, социология

Previous post Next post
Up