Теория социального сравнения.

Nov 19, 2016 18:00



Теория социального сравнения
Что?
комплексная психологическая концепция,
базирующаяся на
психологии личности,
социальной психологии
и когнитивной психологии
в соответствии с которой
люди,
причем,
как индивиды,
так и группы,
воспринимают
и осознают
себя,
сравнивая
себя
с другими
Причём в процессе сравнения
«Я» или «Мы» получается чаще всего лучше,
чем «Он» или «Они»
Как?
1.
при отсутствии объективных стандартов для оценки своих личностных
черт
и качеств
человек ищет других людей,
чтобы через сравнение с ними оценить себя
Поначалу он сталкивается с проблемой:
очень широкий выбор вариантов для сравнения
и нет ясного представления о том, с кем, собственно, себя сравнивать
И тогда человек опять-таки ориентируется на других:
с кем сравнивают себя они?
2.
так же дело обстоит и с оценкой своего внешнего облика
Если у нас нет объективного стандарта, то мы полагаемся на мнение окружающих о нашей внешности
Теория
разработана:
Кем?
Леоном Фестингером
Festinger L.
Когда?
1954 г.
доработана:
Кем?
Джоан Вуд
Wood J.
Когда?
1989 г.
Три основных мотива, побуждающих людей прибегать к социальному сравнению:
1. потребность в самооценке
люди заинтересованы в том, чтобы получить как можно более точное представление о себе
Эта цель в определенной мере достижима, если мы в качестве образца для сравнения выбираем человека, чьи характеристики примерно соответствуют нашим
Выбирая другого для сравнения, люди ориентируются обычно на тех, чей уровень они надеются достичь
Затем, когда их собственный уровень повысится, повышается и стандарт сравнения
Иногда, однако, человек пытается исследовать такие свои
аспекты
черты
или способности
знания о которых у него вообще отсутствуют
Тогда человек будет стараться получить информацию об этих характеристиках от тех людей, у которых они проявляются в форме
наиболее яркой,
т. е. в
крайней,
экстремальной
Пример:
молодая девушка, не зная как себя вести, будет выбирать между двумя моделями поведения
крайне скромной
и крайне развязной
Потому, что у нее пока что нет знаний
ни о том, что является нормой,
ни о том, насколько коммуникабельна она сама
лишь определившись в этих вопросах,
она станет сравнивать себя с теми, чей уровень примерно соответствует ее собственному
Когда люди сравнивают себя с другими, то выбирают в качестве образца тех, кто одинаков с ними в существенных признаках
Пример:
гендерная принадлежность
И сходство здесь выступает
и как признак,
и как предпосылка для возможности сравнения
2. стремление к самосовершенствованию
целеустремленные или просто с повышенным чувством соперничества предпочитают сравнивать себя с теми, чьи способности развиты лучше в какой-то одной, определенной сфере:
интеллектуальной
спортивной
творческой и т. д.
Осознание, что кто-то “такой же, как я” добился в этой сфере успеха,
дает человеку надежду и на собственный успех,
служит для него источником уверенности в своих силах
Пример:
Феномен 100-метровки за 10 секунд в 1968 г.
3. потребность в повышении самооценки.
т. е. попытка убедить себя, что ты лучше, чем себе кажешься
люди выбирают заведомо заниженный образец для сравнения
сравнивают себя с теми, кто, как им кажется, хуже их
Причем, если у человека нет под рукой реального того, кто “хуже его самого”, тогда он просто выдумывается
слух о том, что некто совершил предосудительный поступок, может поднять человека в его собственных глазах:
ведь я такого, что о нем рассказывают, не делал!
Источник:
Социальная психология на рубеже веков: Истории, теория, исследования (Семечкин Н.И.)
http://fond-ids.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=82&itemid=60&limitstart=34
Mind Map:
© Ольга Виноградова 2016

идентичность, социальный конструкт, социальная психология, самосознание

Previous post Next post
Up