Теории формирования понятий.

Oct 26, 2016 13:55


Теории формирования понятий
Платон (Теория припоминания)
Платон
отказывается допустить, что понятия могут быть получены, выведены из чувственного опыта
постулирует существование самостоятельной сферы идей (эйдосов).
Мы никогда не смогли бы найти обобщающую идею, - говорит он, - если бы уже не имели её
«Мы непременно должны знать равное само по себе ещё до того, как впервые увидим равные предметы»
Аристотель
утверждал, что
знание общего не вырабатывается из знания единичного, а лишь выявляется благодаря ему
все формы бытия уже существуют в душе потенциально, будучи заложены в пассивной части души (в пассивном уме)
воздействие действительности на душу через ощущения, в сочетании с работой активной части ума, актуализирует их
У. Джеймс (Закон диссоциации)
«Мы бы никогда не смогли различить элементы абсолютно неизменяющейся группы, состоящей из свойств, нигде более порознь не встречающихся, - пишет Джеймс.
- Если бы все холодное было мокро, а мокрое - холодно, если бы только твердые вещи были колючи, а остальные нет, то вероятно ли, чтобы мы различали холодное и влажное, твёрдое и колючее?
…Если бы теплота прямо зависела от высоты предмета над земной поверхностью… то для понятий „теплота“ и „высота“ у нас имелось бы одно слово».
Но если некий признак можно встретить
и в составе других групп,
вместе с другими признаками,
то он начинает выделяться
Признак, который мы встречаем то в одном, то в другом объекте, вследствие этого отделяется и от того и от другого «и мало-помалу становится для нашего сознания самостоятельным представлением - абстрактом».
Джеймс называет это
законом диссоциации образа при изменении сопровождающих элементов.
Ассоциативная теория
не видит принципиальных различий между
понятиями
и представлениями
Ф. Гальтон на одной и той же пленке делал один снимок поверх другого;
накладывание их друг на друга приводило к тому, что индивидуальные признаки стирались и сохранялись лишь общие черты
По этому образцу мыслил ряд психологов, придерживавшихся этой концепции на
природу понятий
и процесс их образования
Т. Циген полагал, что понятие
- это ассоциация представлений
В 1950-х годах Рестл и Бурн
попытались свести
формирование понятий к повторяющемуся совместному предъявлению признаков,
сопровождающемуся подкреплением
считали, что
подкрепление правильного сочетания признаков ведёт к
постепенному отсеву несущественных признаков
и формированию понятия из существенных
между
существенными признаками
и реакцией опознания их как понятия
образуется ассоциация
Дж. Брунер (Теория выдвижения и проверки гипотез)
Дж. Брунер
предположил, что следует изучать различные стратегии формирования понятий
и предложил для этого соответствующую методику
описал две стратегии:
каждая из которых также имеет по две разновидности
сканирование
и сосредоточение
сканирование
иначе: «целостная стратегия»
1.
Одновременное сканирование
Происходит одновременная проверка всех возможных гипотез
под гипотезами понимаются различные наборы признаков
один из этих наборов и представляет собой искомое понятие
Не выдержавшие проверки гипотезы отбрасываются по мере их опровержения
при этом необходимо помнить всё просмотренное в ходе проверки
2.
Последовательное сканирование
гипотезы проверяются поочерёдно
Когда гипотеза оказывается опровергнутой,
её отбрасывают
и переходят к другой с учетом всего предыдущего опыта
и сосредоточение
иначе: «фокусировка»
1.
Консервативное сосредоточение
Берётся
положительный пример понятия
то есть то, о чём достоверно известно, что этот предмет подходит под искомое понятие
после чего его признаки по одному проверяются на существенность
Заменяя проверяемый признак,
но оставляя все остальные без изменения,
можно определить, является ли этот признак существенным,
то есть входит ли в искомое понятие
Эта стратегия выгоднее, так как уменьшает нагрузку на память.
2.
Рискованное сосредоточение
отличается от консервативного тем, что
изменяются 2 или более признаков за раз
См.также:
Эмпирические методы исследования
Метод формирования искусственных понятий
Источник:
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Restle, 1955; Bourne, Restle, 1959.
Солсо Р. Когнитивная психология.
ru.wikipedia.org/wiki/
Mind Map:
© Ольга Виноградова 2016

понятие, когнитивное восприятие, теория, когнитивная психотерапия, когнитивная психология

Previous post Next post
Up