Стадии развития значений слов. Стадия Комплексов.

Oct 26, 2016 00:42



Стадии развития значений слов. Стадия Комплексов
Стадия - комплексов
Комплекс
- это набор объектов, между которыми
существуют объективные связи,
но нет ни одного общего признака
отличается от синкретов:
связностью
т.е. структурированностью группировок, которая
лежит в основе развития значения слова
и появляется в комплексном мышлении
и объективностью
она задается Л. С. Выготским посредством термина «фактический»
фактическая
принадлежность
связь
родство
в противоположность «логическому»
Именно на этой оппозиции базируется различие между
комплексами
и понятиями
образцом, основанием для объединения
для комплекса
являются сами предметы
а для синкрета
внепредметные отношения
Изучение комплексов
С помощью
Методики Выготского-Сахарова
Есть две структуры комплекса:
1.
Ядерная
Как?
Все объекты подбираются по какому-то эталону (ядру).
Пример:
цвету
форме
размеру и т.д.
2.
Цепная
Как?
Дается эталон и он становится началом цепочки
Пример:
По цвету
подобрал второй объект
по форме
второго объекта подобрал третий и т.д.
Но общего признака у всех предметов нет!
Два признака:
1.
Структура комплекса
2.
Иземнность/неизменность параметра
Дают 4 варианта:
Первый Тип Комплекса: Ядерный (Ассоциативный)
Структура:
Ядерная
Признак:
Сохранение параметра
В основе этого множества может лежать
не только прямое тождество признаков,
но и
их
сходство
или контраст,
их ассоциативная связь по смежности и т. д.,
однако всегда и непременно конкретная связь
Очевидно, что, кроме связи с ядром комплекса, его элементы между собой ничем не связаны
2 Тип Комплекса Коллекция
Структура:
Ядерная
Признак:
Изменение параметра
Например, и .
Пример:
Признаком избирается цвет
Эталон красного цвета
после чего идет отбор предметов, отличающихся от образца по этому признаку
Цель собрать коллекцию разных цветов
Отличие этого типа комплекса от ассоциативного
в коллекцию не попадут дважды
предметы, обладающие одним значением признака
здесь четко выдерживается принцип ассоциации по контрасту
встречается не в чистом виде,
а в соединении с ассоциативным комплексом
Эту форму комплексного мышления Л. С. Выготский отождествляет с ситуативно-функциональным принципом классификации
3 Тип Комплекса Цепной
Структура:
Цепная
Признак:
Сохранение параметра
функция образца и принцип отбора предметов сдвигаются от предмета к предмету как бы по цепочке,
которой оказываются связанными
как различные параметры (цвет, форма, величина и т. д.),
так и их конкретные значения
зеленый
синий
квадрат
треугольник и т. д.
Пример:
ребенок
В процессе образования комплекса совершается переход от одного признака к другому
подбирает
к образцу
желтому треугольнику
несколько фигур с углами,
а затем,
если последняя из подобранных фигур окажется синего цвета,
ребенок
подбирает к ней другие фигуры синего цвета,
например
полуокружности,
круги.
Этого снова оказывается достаточным для того, чтобы
подойти к новому признаку
и подобрать дальше предметы уже по признаку округлой формы.
Основное отличие
цепного комплекса
от ассоциативного
в том, что в цепном комплексе
1.
переход совершается
не только от признака к признаку,
что может произойти и на основании рассмотрения одного предмета,
но и от предмета к предмету
2.
нет центра
3.
каждое его звено
равноправно в этом отношении
и связано
с последующим
и предыдущим
Три параметра, по которым изменяется значение слова:
1.
тип ассоциативной связи
сходство
контраст
смежность и т. д.
2.
признаки
цвет
форма и т. д.
и их конкретные значения
3.
объектная отнесенность образца
характеристика, которая конституирует структуру класса
Л. С. Выготский считал цепной комплекс
самым чистым видом комплексного мышления
именно потому, что здесь отсутствует
ядро,
центр,
благодаря чему становится более очевидным равноправие всех признаков предметов в комплексном мышлении
4 Тип Комплекса Диффузный (Аморфная)
Структура:
Цепная
Признак:
Изменение параметра
в его основу кладется
диффузный,
размытый
признак
Пример:
форма,
или цвет,
или величина,
но имеющий размытое значение
Пример:
Ребенок подбирает к образцу
1.
к треугольнику - сначала другие треугольники,
затем трапеции, шестиугольники, квадраты, полуокружности, круги
2.
вслед за желтыми предметами зеленые, к зеленым - синие, к синим - черные
Отличие диффузного комплекса от цепного
значение слова здесь изменяется не по признакам,
а внутри одного признака, положенного в основу объединения
Структура же класса остается прежней, т. е. цепочкообразной.
5 Тип Комплекса Псевдопонятие
Это переходная форма
от комплексного мышления
к понятийному
по внешнему виду оно напоминает понятие
но внутренний механизм обобщения базируется
на выделении фактических,
а не логических отношений между предметами
В основу образования псевдопонятия кладется единый признак,
например форма, с единым значением,
например выбираются все треугольники,
но этот признак и это значение не вычленяются в качестве идеи, абстракции
Если ребенок мыслит комплексно,
то общий признак им не осознаётся.
Комплексное мышление характерно для:
детей определенного возраста
представителей традициональных культур
шизофреников
Источник: Юдина Е.Г. Эксперимент Л.С. Выготского - Л.С. Сахарова: культурно-историческая ретроспектива // Культурно-историческая психология. 2006. № 2. С. 48-59.
Сахаров Л. С. О методах исследования понятий // Психология, 1930, т. 3 idem // Культурно-историческая психология, 2006, № 2
Mind Map: © Ольга Виноградова 2016

ВНД, культурно-историческое развитие, психология развития, речь, термин, лингвистика

Previous post Next post
Up