Сенсомоторный интеллект (С.И.)
Что?
от лат.
sensus
чувство
ощущение
motor
двигатель
intellectus
ум
Cтадия доречевого развития интеллекта
Предшествует периоду интенсивного овладения речью
англ. sensorimotor intelligence
Понятие введено:
Кем?
Ж. Пиаже
Когда?
Как?
формируется на основе координации
восприятия
и движения
ребенок взаимодействует
с
объектами
их сигналами
перцептивными
и моторными
но не с репрезентирующими объект:
знаками
символами
и схемами
Когда?
до 2-летнего возраста ребенка
Этот период разбивается на шесть частных стадий:
от 0 до 1 мес.
упражнение рефлексов
от 1 до 4-6 мес.
первые навыки
и первичные круговые реакции
от 4-6 до 8-9 мес.
координация
зрения
и хватания
и вторичные круговые реакции,
когда происходит разведение
цели
и средств ее достижения
от 8 до 11 мес.
стадия "практического" интеллекта,
когда для достижения цели начинают применяться орудия
Пример:
ребенок может
взять руку взрослого
и двигать ее в направлении интересующего предмета или,
схватив палку,
достать ею отдаленную игрушку
от 11-12 до 18 мес.
третичные круговые реакции
и поиск новых средств для достижения цели,
когда ребенок начинает опробовать собственные движения
вне достижения конкретных целей
Пример:
Ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений,
которые привели к интересному результату
поэтому он их намеренно изменяет,
чтобы изучить результаты этих изменений
так открываются новые средства для достижения цели
от 18 до 24 мес.
ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия для решения новых задач,
что позволяет их решать во внутреннем плане
Это ведёт к
внезапному озарению,
или инсайту
Критика:
Теория Пиаже не учитывает того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни - социальное существо
поэтому развитие его интеллекта
происходит по схеме «ребенок-взрослый-предмет»
и зависит от общения и совместной деятельности с окружающими людьми
организация самой предметной деятельности ребенка направляется взрослым.
Результат развития С.И.
У ребёнка возникают
представление о
постоянном
стабильном
устойчивом
существовании объекта
object permanence
первичные представления об
объективном пространстве,
времени,
причинности
Ребёнок
начинает рассматривать себя в качестве объекта
среди других
в мире, который существует объективно
Дальнейшее развитие:
Для перехода
от С. и.
к мышлению
необходима
интериоризация схем действия в
подвижные,
обратимые
умственные действия
(группировка операций)
и межиндивидуальная координация этих операций, обеспечивающая
реципрокность точек зрения
и соответствие между
элементами операции
и их результатом
Источник: И.М. Кондаков
Психологический словарь
2000 г.
Большой психологический словарь.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003
Mind Map: © Ольга Виноградова 2015, 2016