![](http://ic.pics.livejournal.com/nlpt/49172933/101715/101715_original.png)
Ортогенетический принцип
Что?
представление об универсальном правильном направлении процесса развития
Формулировка:
Всюду, где есть развитие, оно идет
от состояний
относительной глобальности
и отсутствия дифференциации
к состояниям
большей
дифференцированности,
артикулированности
и иерархической интеграции.
Органическое развитие
- это всегда постепенно возрастающая
дифференциация,
иерархическая интеграция
и централизация внутри генетического целого
Снижение
достигнутого уровня
дифференцированности
и интегрированности
системы
означает, соответственно, ее
регресс,
деградацию
Чуприкова, 1997, с. 71
Werner, 2004
Орто
по-гречески
прямой
правильный
Где?
В любых целостностях
организмах
индивидах
социальных общностях и т.д.
Синоним:
ортогенетический принцип Гёте - Спенсера - Вернера
2 типа систем:
Развитие систем первого типа идет в основном путем формирования новых нижележащих уровней, подчиняющихся уже имеющимся уровням
Такой путь позволяет осуществлять более совершенное управление с вышележащих уровней и повышает их относительную значимость в системе.
Развитие систем второго типа связано преимущественно с возникновением новых, более высоких уровней, берущих на себя координацию и перестройку функционирования нижележащих уровней.
Здесь можно говорить о более важной роли, о доминировании (на данном этапе развития системы) процессов интеграции.
Большинство реальных систем развивается в обоих направлениях, однако одно из них может преобладать.
Понятие зрелости:
Вернер
рассматривал как одновременный рост
интеграции
и дифференциации,
а диффузность психических образований считал недостатком
На рисунке изображены варианты развития различных систем по параметрам динамики
интегрированности
и дифференцированности
Как?
все организмы
рождаются с установленными на минимальном уровне видовыми функциональными структурами
которые позволяют им взаимодействовать со средой, чтобы ассимилировать
опыт
и стимуляцию
В противном случае они не могли бы развиваться
Организм активно все принимает и исследует свойства среды, благодаря этому возникает
развитие
физиологическое
и/или психическое
физиологические структуры могут только ассимилировать те свойства среды, для которых они имеют физиологические органы
психологические структуры могут только ассимилировать ту информацию и тот опыт, для которых они имеют соответствующую психическую систему
строение организма селективно определяет
характер его взаимодействия
и результат его опыта
NB:
процессы интеграции и дифференциации, синтеза и анализа неразрывно связаны, и выделение того или иного типа процессов в качестве ведущего носит не абсолютный, а относительный характер
Источник: Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном контексте
Культурно-историческая психология 2007. № 1. С. 63-72
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Поддьяков А.Н. Зрелость и незрелость к контексте ортогенетического закона развития
// Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2007. С. 47-60.
Mind Map: © Ольга Виноградова 2016