Работа мозга при социальном исключении
Социальное отвержение или социальное исключение, как и боязнь потерять любовные отношения и привязанность, связаны с активацией дорсальной части передней поясной извилины и дистрессом (Eisenberger, Lieberman, 2004; Gillath et al., 2005). Наблюдается взаимосвязь между социальным исключением и эмоциональным фоном, а также и с ощущением степени физической боли и агрессивным поведением.
(1) Эмоции.
Есть две противоположные
тенденции в социальных связях - боязнь потерять привязанность и, наоборот, попытка избежать привязанности. Люди, боящиеся потерять и имеющие склонность к беспокойству, становятся сильно эмоциональными, когда им угрожает потеря социальных связей. В то время как те, которые пытаются избежать привязанностей, при намеке на это чувство стараются отдалиться эмоционально от потенциального объекта привязанности (Lieberman, 2007).
(2) Биохимия мозга и агрессивное поведение.
Ген моноаминоксидазы А.
Проблема социального исключения и связи с агрессией изучалась биохимически Эйзенбергером и коллегами (Eisenberger et al., 2006). Исследователи пришли к выводу, что активность дорсальной части передней поясной извилины во время социального исключения связана с полиморфизмом гена моноаминоксидазы А (“monoamine oxidase-A gene”), что, в свою очередь, связано с агрессией. Изучалось это явление на примере мужчин. Эйзенбергер отмечает, что хотя исследование и указывает на связь между геном моноаминоксидазы А (monoamine oxidase-A (MAOA) gene) и агрессией, однако связанные с этим нейронные и психологические механизмы неизвестны.
Серотонин (5-HT).
Большее внимание уделяется серотонину (5-HT) с точки зрения социального поведения и степени импульсивной агрессии. Однако мнение о том, насколько серотонин вовлечен в контролирование импульсивности, довольно противоречивое (Crockett et al., 2008). Так как социальное взаимодействие может вызвать сильные эмоции, предполагают, что серотонин корректирует импульсивность через механизм регулирования эмоциями. Манипулируя уровнем серотонина, можно изменить гневную реакцию на несправедливость в лабораторных условиях. Понижение уровня серотонина увеличивает ответную гневную реакцию на несправедливость (“игра в ультиматум”). Использовался двойной слепой метод с применением плацебо или с временной реальной процедурой понижения серотонина. Участвовало 20 здоровых волонтеров (Crockett et al., 2008). Участники играли в игру после применения плацебо (с якобы пониженным серотонином) или процедуры реального понижения серотонина. Данные показывают, что справедливым предложением о разделении денег считается около 45% от суммы, 30% воспринимается уже как несправедливое и 20% как очень несправедливое. По сравнению с плацебо, понижение серотонина с помощью процедуры острого истощения триптофана (acute tryptophan depletion procedure - ATD) значительно увеличивало процент отказов от несправедливой сделки, но продолжало не коррелировать с размером денежного предложения в чистом виде. Например, предложение могло составлять 1 доллар из 2,25 долларов, и это принималось и считалось справедливым, но предложение в 1 доллар из общей суммы 5 долларов (то есть 20% от суммы) не принималось.
Допамин.
Допаминовые структуры, от которых идут допаминергические пути, несут информацию, предсказывающую вознаграждение или удовольствие, что позволяет нам усвоить, кому можно и кому нельзя доверять в получении взаимных благ. Активация мезэнцефальных допаминовых нейронов помогает обучению через вознаграждение и попытки избежать поражение.
(3) Боль.
Чувство социального исключения усиливает чувствительность к боли, в то время как социальная поддержка уменьшает ощущение боли. Браун (Brown) и коллеги в результате эксперимента пришли к выводу, что присутствие человека, который обеспечивает пассивную или активную поддержку, уменьшает ощущение боли (Brown et al., 2003).
Пейрон (Peyron) и коллеги изучали реакцию мозга и ощущение боли с помощью позитронно-эмиссионной томографии (Peyron et al., 2000). Пейрон пришел к выводу, что полученные данные дают возможность предположить, что гемодинамические ответы на боль отражают одновременно сенсорные, когнитивные и аффективные параметры боли, и что те же самые структуры, задействованные в ощущении боли, могут также принимать участие в контроле за болью. Однако точную биохимическую природу этих механизмов еще следует изучать (Peyron et al., 2000).
Либерман (Lieberman) и Эйзенбергер (Eisenberger) считают, что физическая боль и боль при социальном отвержении, социальном исключении или изгнании из общества, хотя и не полностью, имеют одни и те же нейронные сети (Lieberman, Eisenberger, 2005). Дорсальная передняя поясная извилина вовлечена в оба процесса, она функционирует как сигнализация, сообщая о проблеме. При эксперименте (“игра в кибер-мячик”) явное исключение из игры активировало дорсальную переднюю поясную извилину, правую инсулу, правую вентральную префронтальную кору. Каждая из этих областей активируется при физической боли. После сканирования участники ответили на вопросы о глубине ощущения социальной боли при социальном исключении. Активация инсулы не коррелировала с ответами, но дорсальная передняя поясная извилина коррелировала с увеличением социальной боли (r = 0,88) и вентральная префронтальная кора коррелировала с уменьшением социальной боли (r = -0,69). Вентральная префронтальная кора регулирует уменьшение ощущения социальной боли (Lieberman, Eisenberger, 2005).
Рой Баумейстер (Roy Baumeister), начав с коллегами изучать проблему исключения из общества в своей лаборатории, признается, что их первоначальная гипотеза заключалась в том, что принадлежность к обществу очень важна для человека, а социальное исключение нарушает естественную потребность, поэтому можно ожидать эмоциональный дистресс, и этот дистресс ведет в свою очередь к разрушению поведенческой характеристики исключенного из общества человека (Baumeister, 2005). Однако, проведя ряд экспериментов, исследователи отказались от этой первоначальной гипотезы, так как не обнаружили серьезного эмоционального дистресса в лабораторных условиях, хотя статистические данные уверенно подтверждали связь между исключением из общества и изменением поведения. Возможно, эмоциональная реакция проявляется позже.
Эксперимент состоял из трех лабораторных процедуры. Первая процедура начиналась с 10 минутного разговора для знакомства, затем сообщалось о необходимости разбить участников на пары. Участников просили написать, с кем они хотели бы работать, затем участники шли в разные комнаты, и экспериментатор подходил к каждому из них индивидуально и объяснял, что для эксперимента важно, чтобы участники действительно хотели работать с выбранным партнером. Затем половине участников экспериментатор наугад говорил, что их никто не выбрал в пару (социальное исключение) и обещал дать другое задание, а другой половине, что с ними все хотят работать. Вторая процедура заключалась в написании теста для того, чтобы якобы определить, является ли этот участник интровертом или экстравертом. Однако цель второй процедуры была другая - поставить некоторых, наугад взятых участников, опять же в позицию исключения из общества: участникам сообщалось, что якобы по результатам теста можно предугадать, будет ли человек жить в одиночестве или закончит свою жизнь в одиночестве (друзья уйдут и новые не появятся, брак разрушится и нового не будет и т.д.). В третьей процедуре экспериментаторы использовали подставных людей. После беседы между настоящим участником и подставным участником, подставной уходил и не возвращался, а экспериментатор сообщал настоящему участнику, что с ним его бывший собеседник не хочет работать (социальное исключение). Эти три процедуры были эффективным средством в лабораторных условиях создать у участника эксперимента ощущение отвергнутого и исключенного из общества.
Отсутствие эмоций по ходу эксперимента сразу же при отказе, исследователи объяснили неожиданностью исключения, и что для появления эмоций из-за исключения требуется время, поэтому эмоции не получили достаточную силу для измерения в лабораторных условиях. Но они по-прежнему были уверены, что исключение из общества делает людей несчастными. И хотя ожидаемые эмоции не появились, но поведение изменилось. Возможно, эмоции не требуются для изменения поведения. Предыдущий эксперимент показал, что отвергнутые люди становятся более агрессивными к другим. Исследователи возражают детским психологам, которые считают, что агрессивные дети не находят друзей и остаются одни, они считают, что все как раз наоборот, сначала идет исключение из группы, а потом появляется агрессивность. Агрессивность не ограничивается в отношении тех, кто их отверг, но распространяется и на других, невинных людей, однако при доброжелательном отношении, похвале, агрессивность исчезает. Очевидно, мир воспринимается как враждебный человеку, и социально отвергнутый переходит в атаку. Социальное исключение не ограничивается агрессивным поведением, оно ведет к другим всевозможным антисоциальным выпадам (воровству, обману, другим нарушениям закона). Интересно, что такое поведение нельзя просто причислить к эгоистичному, потому что оно одновременно направлено против себя. Отвергнутые обществом подвергают свою жизнь большему риску, совершают глупые поступки, делают выбор, направленный против своего здоровья и благополучия. Очевидно, происходит разрушение саморегулирования контролируемых ментальных процессов, то есть логики рассуждения, умения делать выводы и так далее, что и ведет к поступкам, направленным не только против общества, но и против себя, но автоматические неконтролируемые ментальные процессы (автоматическая обработка информации) сохраняются.
Разочаровавшись с нахождением эмоциональной основы для объяснения антисоциального поведения после социального исключения, исследователи решили, что, возможно, в основе изменения поведения после социального исключения лежит нарушение процесса саморегулирования (Baumeister, 2005). Социально отвергнутый человек перестает (либо не способен, либо не хочет) регулировать свое поведение. После ряда экспериментов, исследователи выяснили, что отвергнутые все же способны регулировать свое внимание (эксперимент с получением денег), но ради себя, а не другого. Также было замечено, что после социального исключения отверженные не хотят смотреть на себя в зеркало. Самоосознание важно для саморегулирования и поэтому, когда по ходу эксперимента они все же вынуждены были посмотреть в зеркало, они начинали вести себя по-другому. Саморегулирование требует усилий и жертв, но оно обычно компенсируется преимуществом принадлежности к обществу. Саморегулирование лежит в основе просоциального поведения. Если сделка нарушается с одной стороны, то она нарушается и с другой.
Рой Баумейстер сообщает, что их утверждение об отсутствии эмоций, вызвало спор и недоверие к их способам измерения (Baumeister, 2005). Однако отвергнутые участники заявляли, что они никаких эмоций не чувствуют, и казались нерасстроенными. Рой Баумейстер сообщает, что мнение, высказанное Лиари (Leary) и МакДональдом, (MacDonald), что социальное изгнание ощущается животными как физическая боль, и гипотеза Пэнксепа (Panksepp), что животные развили свое чувство социальной принадлежности на основе физиологической системы, поэтому изгнание из общества должно напоминать физическую боль, привело Баумейстер на мысль, что, возможно, у людей всё обстоит точно так же (Baumeister, 2005). Сканирование мозга людей в эксперименте на реакцию на социальное исключении, проведенном Либерманом (Lieberman), Эйзенбергером (Eisenberger) и Уильямсом (Williams) показало, что реакция мозга на физическую боль и на социальное исключение имеют во многом общую нейронную базу (Lieberman, Eisenberger, Williams, 2003). Рой Баумейстер и коллеги подумали, что, очевидно, при неожиданном социальном исключении человек на какое-то время перестает испытывать какие-либо эмоции, как при неожиданной физической боли, шоке, когда он становится нечувствителен, и провели новую серию экспериментов, чтобы проверить реакцию на физическую боль после социального исключения, т.е. является ли социальное исключение подобным неожиданной физической боли, которая блокирует ощущение эмоций. После “социального исключения” участнику специально причиняли физическую боль. Результат был следующим: социальное исключение понизило ощущение причиняемой физической боли (менее чувствителен к началу ощущения боли и большая длительность выдерживания боли). Нечувствительность к физической боли служит объяснением отсутствия эмоций или нечувствительности к эмоциям, отсюда уменьшение эмпатической реакции к боли и переживаниям другого. Вывод исследователей: социально исключенные становятся закрытыми как для эмоций, так и для эмпатии (Baumeister, 2005).
(4) Унижение и агрессия.
Линда Хартлинг (Linda Hartling), исследуя проблему унижения, отмечает, что глубина унижения бывает настолько великой, что ее можно сравнить с незаживающей раной, которую человек помнит всю жизнь (Hartling, 2007). Даже потеря забывается со временем, но не унижение. Это та социальная боль, которая напоминает физическую, что находит подтверждение в нейронаучных исследованиях. Хартлинг использует двухфакторный анализ: кумулятивное (накопленное) унижение и страх унижения. Суицид может быть кульминацией накопленного унижения и связанного с этим саморазрушающего поведения. Хартлинг делает предположение о том, что так как траектория перехода в террористов-смертников часто включает чувство унижения, то смерть для них, возможно, является результатом социальной боли, ведущей к уменьшенному самооценивающему сознанию.
Она предлагает следующую цепь развития событий:
Унижение => социальная боль => уменьшенное самооценивающее сознание => ухудшенное саморегулирование => усиление саморазрушающего поведения => насилие (Hartling, 2007).
Человек - часть коллектива и унижение коллектива, частью которого он является, в случае, например, вынужденных иммигрантов, испытывающих социальное исключение в новой стране и социальную боль, ведет к депрессии или агрессии и насилию с их стороны.
Социальное исключение лишает человека мотивации вести себя просоциально (Hartling, 2007).
(5) Подростки и общество.
Подростки особенно чувствительны к социальному исключению, и если их отвергают авторитетные подростки в их компании, то они потом ведут себя менее просоциально (Sebastian et al., 2010). Дети и подростки из сплоченных и стабильных семей, имеющие поддержку какого-то взрослого, имеют большую вероятность вести себя просоциально (Twenge et al., 2007) .
Нетипичный нейрональный ответ на эмоциональный стимул может быть связан со стрессом в семье в детстве и характеризоваться дефицитом эмоционального регулирования. Амигдала и правая вентромедиальная префронтальная кора реагируют по-разному у тех, которые выросли в неблагополучных семьях по сравнению с теми, которые росли в нормальных семьях (Taylor et al., 2006). Подростки больше зависят от чужой оценки и мнения о них, чем от собственной оценки самих себя. Их больше, чем взрослых, волнует, что о них кто-то подумает. Развитие происходит через интернализацию чужого мнения о себе, известного как отраженная самооценка (reflected self-appraisal). Исследовалась как прямая самооценка, так и отраженная самооценка с помощью фМРТ (Pfeifer et al., 2009).
(из Н.М. Сланевская «Мозг, мышление и общество», часть 2, Санкт-Петербург, Центр Междисциплинарной нейронауки, 2012)
Библиография
- Adolphs, R. (1999) “Social Cognition and Human Brain. Review” in Trends in Cognitive Sciences, Vol. 3, No. 12, 1999: 469-479.
- Adolphs, R. (2003) “Cognitive Neuroscience of Human Social Behavior” in Nature Reviews: Neuroscience, 4: 165-178.
- Baumeister, R. (2005) “Rejected and Alone” in The Psychologist, Vol.18, No.12: 732-735.
Bechara, A., (2004) “The Role of Emotion in Decision-making: Evidence from Nerological Patients with Orbitofrontal Damage” in Brain and Cognition, 55: 30-40.
- Beer, J., Heerey, E., Keltner, D., Scabini, D., Knight, R., (2003) “The Regulatory Function of Self-Conscious Emotion: Insights from Patients with Orbitofrontal Damage” in Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 85, No. 4: 594-604.
- Beer, J.S., John, O.P., Scabini, D., Knight, R.T. (2006) “Orbitofrontal Cortex and Social Behaviour: Integrating Self-monitoring and Emotion-cognition Interactions” in Journal of Cognitive Neuroscience, 18: 871-79.
- Berkman, E., Lieberman, M. (2009) “Using Neuroscience to Broaden Emotion Regulation: Theoretical and Methodological Considerations” in Social and Personality Psychology Compass, 3/4: 475-493Blanke et al., 2002
- Botvinick, M.M., Cohen, J.D., Carter, C.D. (2004) “Conflict Monitoring and Anterior Cingulated Cortex: an Update” in Trends in Cognitive Science, 8: 539-46.
- Brosnan, S.F. (2008) “Fairness and Other-Regarding Preferences in Nonhuman Primates” (2008) in Paul J. Zak (ed.) Moral Markets. The Critical Role of Values in the Economy, Princeton University Press, Princeton and Oxford: 77-104.
- Brown, J.L., Sheffield, D., Leary, M.R., Robinson, M.E. (2003) “Social Support and Experimental Pain” in Psychosomatic Medicine, 65: 276-83.
- Crockett, M., Clark, L., Tabibnia, G, Lieberman, M., Robbins, T. (2008) Serotonin Modulates Behavioral Reactions to Unfairness” in Science, Vol. 320, 2008: 1739.
- Cunningham, W.A., Raye, C.L., Jonson, M.K. (2004) “Implicit and Explicit Evaluation: fMRI Correlates of Valence, Emotional Intensity, and Control in the Processing of Attitudes” in Journal of Cognitive Neuroscience, 16: 1717-29.
- Cushman, F., Young, L., Hauser, M. (2006) “The Role of Conscious Reasoning and Intuition in Moral Judgment. Testing Three Principles of Harm” in Psychological Science, Vol. 17: 1082-1089.
- Damasio, A. (2006) Descartes’ Error. Emotion, Reason and the Human Brain, London, Vintage Books.
- De Quervain, D.J.F., Fischbacher U., Treyer V., Schellhammer M., Schnyder U, et al. (2004) “The Neural Basis of Altruistic Punishment” in Science, 305: 1254-59.
- De Waal, F.B.M. (2008) “How Selfish an Animal? The Case of Primate Cooperation” in Paul J. Zak (ed.) Moral Markets. The Critical Role of Values in the Economy, Princeton University Press, Princeton and Oxford: 63-76.
- Decety, J., Jackson P.L., Sommerville J.A., Chaminade T., Meltzoff A.N. (2004) “The Neural Basis of Cooperation and Competition: an fMRI Investigation” in Neuron, 23: 744-51.
- Eisenberger, N., Taylor, S., Gable, S., Hilmert, C., Lieberman, M. (2007) “Neural Pathways Link Social Support to Attenuated Neuroendocrine Stress Responses” in NeuroImage, 35: 1601-1612.
- Eisenberger, N.I., Lieberman, M.D. (2004) Why Rejection Hurts: a Common Neural Alarm System for Physical and Social Pain” in Trends in Cognitive Science, 8: 294-300.
- Gillath, O., Bunge, S.A., Shaver, P.R., Wendelken, C., Mikulincer, M. (2005) Attachment-style Differences in the Ability to Suppress Negative Thoughts: Exploring the Neural Correlates” in Neuroimage, 28: 835-847.
- Greene, J. (2008) “The Secret Joke of Kant’s Soul” in Walter Sinnott-Armstrong (ed.) Moral Psychology, the Neuroscience of Morality: Emotion, Brain Disorders, and Development, Massachusetts, the MIT Press, Vol.3: 35-79.
- Haidt, J. (2001) “The Emotional Dog and Its Rational Tail: A Social Intuitionist Approach to Moral Judgment” in Psychological Review 108 (4): 814-834.
- Hartling, L. (2007) “Humiliation: Real Pain, a Pathway to Violence” in Brazilian Journal of Sociology of Emotion 6(17): 466-479.
- Heberlein, A S., Adolphs, R., Tranel, D., Kemmerer, D., Anderson, S., Damasio, A.R. (1998) “Impaired Attribution of Social Meanings to Abstract Dynamic Geometric Patterns Following Damage to the Amygdala” in Society for Neuroscience Abstracts, 24: 1176-7.
- Johnson, S.C., Schmitz, T.W., Kawahara-Baccus, T.N., Rowley, H.A., Alexander, A. et al. (2005 ) The Cerebral Response during Subjective Choice With and Without Self-reference” in J. Cognitive neuroscience, 17: 1897-906.
- Karni, A., Meyer, G., Jezzard, P., Adams, M.M., Turner, R., Ungerleider, L.G. (1995) “Functional MRI Evidence for Adult Motor Cortex Plasticity during Motor Skill Learning” in Nature, 377: 155-158.
- Knutson, K.M., Wood, J.N., Spampinato, M.V., Grafman, J., (2006) “Politics on the Brain: an fMRI Investigation” in Social Neuroscience, 1: 25-40.
- Leary, M. (2007) “Motivational and Emotional Aspects of the Self” in Annual Review of Psychology, 58: 317-344.
- Lepore, S.J., Allen, K.A., Evans, G.W. (1993) “Social Support Lowers Cardiovascular Reactivity to an Acute Stressor” in Psychosomatic Medicine, 55: 518-524.
- Lieberman, M.D., Gaunt, R., Gilbert, D.T., Trope, Y., (2002) “Reflection and Reflexion: a Social Cognitive Neuroscience Approach to Attributional Inference” in Advances in Experimental Social Psychology, 34: 199-249.
- Lieberman, M. (2005) “Principles, Processes, and Puzzles of Social Cognition: an Introduction for the Special Issue in Social Cognitive Neuroscience” in NeuroImage, 28 (2005): 745-756.
- Lieberman, M. (2007) “Social Cognitive Neuroscience: A Review of Core Processes” in The Annual Review of Psychology, 58: 259-289.
- Lieberman, M.D, Jarcho, J.M., Satpute, A.B. (2004) “Evidence-based and Intuition-based Self-knowledge: an fMRI Study” in Journal of Personal and Social Psychology, 87: 421-35.
- Lieberman, M., Eisenberger, N. (2004) “Conflict and Habit: A Social Cognitive Neuroscience Approach to the Self” in A.Tesser, J.V.Wood, D.A.Stapel (eds.) On Building, Defending and regulating the Self: A Psychological Perspective, New York, NY, Psychology Press: 77-102.
- Lieberman, M., Eisenberger, N (2005) “A Pain By Any Other Name (Rejection, Exclusion, Ostracism), Still Hurts the Same: The Role of Dorsal Anterior Cingulate in Social and Physical Pain” in J.T. Cacioppo, P. Visser and C. Pickett (eds.) Social Neuroscience: People Thinking About People, Cambridge, MA, MIT Press: 167-187.
- Lieberman, M., Eisenberger, N., Williams, K.D. (2003) “Does Social Rejection Hurt? An fMRI Study of Social Exclusion” in Science, 302: 290-292.
- Lieberman, M., Hariri, A., Jarcho, J., Eisenberger, N., Bookheimer, S. (2005) “An fMRI Investigation of Race-related Amygdala Activity in African-American and Caucasian-American Individuals” in Nature Neuroscience, Vol.8, No. 6: 720-722.
- Lieberman, M.D., Pfeifer, J.H. (2005) “The Self and Social Perception: Three Kinds of Questions in Social Cognitive Neuroscience” in A.Easton and N.Emery (eds.) Cognitive Neuroscience of Emotional and Social Behaviour, Philadelphia, Psychology Press: 195-235.
- McCabe, K., Houser, D., Ryan, L., Smith, V. L., Trouard, T. (2001) “A Functional Imaging Study of Cooperation in Two-Person Reciprocal Exchange” in Proceedings of the National Academy of Sciences, USA, 98(20): 11832-35.
- Mendez, M.F., Anderson, E., Shapira, J.S. (2005) An Investigation of Moral Judgement in Frontotemporal Dementia” in Cognitive and Behavioral Neurology, 18:193-208.
- Milgram, S. (1963) “Behavioral Study of Obedience” in Journal of Abnormal & Social Psychology, 67, No. 4: 371- 378.
- Neville, H.J., Bavelier, D., Corina, D., Rauschecker, J., Karni, A., Lalwani, A., Braun, A., Clark, V., Jezzard, P., Turner, R. (1998) “Cerebral Organization for Language in Deaf and Hearing Subjects: Biological Constraints and Effects of Experience” in Proceedings of the National Academy of Sciences, USA, 95: 922-929.
- Ochsner, K.N., Beer, J.S., Robertson, E.R., Cooper, J.C., Kihlstrom, J.F., D'Esposito, M., Gabrieli, J.D.E. (2005) “The Neural Correlates of Direct and Reflected Self-knowledge” in Neuroimage, 28: 797-814.
- Ochsner, K.N., Gross, J.J. (2005) “The Cognitive Control of Emotion” in Trends in Cognitive Science, 9: 242-49.
- Pasley, B.N., Mayes, L.C., Schultz, R.T. (2004) Subcortical Discrimination of Unperceived Objects during Binocular Rivalry” in Neuron, 42: 163-72.
- Petrovic, P., Kalso, E., Petersson, K.M., Ingvar, M. (2002) Placebo and Opioid Analgesia - Imaging a Shared Neuronal Network” in Science, 295: 1737-40.
- Petrovic, P., Dietrich, T., Fransson, P., Andersson, J., Carlsson, K., Ingvar, M. (2005) “Placebo in Emotional Processing - induced Expectations of Anxiety Relief Activate a Generalized Modulatory Network” in Neuron, 46: 957-69.
- Petrovic, P., Kalisch, R., Singer, T., Dolan, R. (2008) “Oxytocin Attenuates Affective Evaluations of Conditioned Faces and Amygdala Activity” in The Journal of Neuroscience, 28(26): 6607-6615.
- Peyron, R., Laurent, B., Garcia-Larrea, L. (2000) “Functional Imaging of Brain Responses to Pain. A Review and Meta-analysis” in Journal of Clinical Neurophysiology, 30: 263-88.
- Pfaff, D. (2007) The Neuroscience of Fair Play. Why We (Usually) Follow the Golden Rule, New York, Washington, Dana Press.
- Pfeifer, J., Masten, C., Borofsky, L., Dapretto, M., Fuligni, A., Lieberman, M. (2009) “Neural Correlates of Direct and Reflected Self-appraisals in Adolescents and Adults: When Social Perspective Taking Informs Self-perception” in Child Development, 2009, Vol. 80, No. 4: 1016-1038.
- Rilling, J., Gutman, D., Zeh, T., Pagnoni, G., Berns, G., Kilts, C. (2002) “A Neural Basis for Social Cooperation” in Neuron, Vol. 35: 395-405.
- Sandak, R., Mencl, W.E., Frost, S.J., Rueckl, J.G., Katz, L., Moore, D.L., MASON, S.A., Fulbright, R.K., Constable, R.T., Pugh, K.R. (2004) “The Neurobiology of Adaptive Learning in Reading: A Constant of Different Training Conditions” in Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, 4: 67-88.
- Sanfey, A.G., Rilling, J.K., Aaronson, J.A., Nystrom, L.E., Cohen, J.D. (2003) “The Neural Basis of Economic Decision-Making in the Ultimatum Game” in Science, 300(5626): 1755-58.
Sanfey, A., Cohen, J. (2004) “Is Knowing Always Feeling?” in PNAS, Vol. 101, No. 48: 16709-16710.
- Sebastian, C., Viding, E., Williams, K., Blakemore, S. (2010) “Social Brain Development and the Affective Consequences of Ostracism in Adolescence” in Brain and Cognition, 72(1): 134-145.
- Singer, T., Steinbeis, N. (2009) “Differential Roles of Fairness - and Compassion-Based Motivations for Cooperation, Defection, and Punishment” in Values, Empathy, and Fairness Across Social Barriers, Annals of the New York Academy of Sciences, 1167: 41-50.
- Tangney, J., Stuewig, J., Mashek, D. (2007) “Moral Emotions and Moral Behavior” in The Annual Review of Psychology, 58: 345-372.
- Taylor, S.T., Phan, K.L., Decker, L.R., Liberzon, I. (2003) “Subjective Rating of Emotionally Salient Stimuli Modulates Neural Activity” in Neuroimage, 18: 650-59.
- Taylor, S., Eisenberger, N., Saxbe, D., Lehman, B., Lieberman, M. (2006) “Neural Responses to Emotional Stimuli Are Associated With Childhood Family Stress” in Biological Psychiatry, 60: 296-301.
- Turner, R., Whitehead, C. (2008) “How Collective Representations Can Change the Structure of the Brain” in Journal of Consciousness Studies, 15, No. 10-11: 43-57.
- Twenge, J., Ciarocco, N., Baumeister, R., DeWall, C.N., Bartels, J.M. (2007) “Social Exclusion Decreases Prosocial Behavior” in Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 92, No. 1: 56-66.
- Wheeler, M.E., Fiske, S.T. (2005) “Controlling Racial Prejudice. Social-Cognitive Goals Affect Amygdala and Stereotype Activation” in Psychological Science, Vol. 16, No. 1: 56-63.
Источник:
http://www.neurosciencerus.org/NeuroSociologyRu.html#W