Личностный конструкт (Л.К.)
Что?
это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать и интерпретировать свой опыт
Это устойчивый способ, при помощи которого человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах
схожести
или контраста
Действенность этой структуры проверяется личностью с точки зрения ее прогностической эффективности,
степень которой может меняться
биполярная шкала
Например:
«хороший-плохой»,
«умный-глупый»,
«пьяница-трезвенник».
Зачем?
оценочная система,
которая используется индивидом
для
классификации различных объектов его жизненного пространства
организации и регулирования поведения
реконструирования системы взаимоотношений
осуществления понимания объектов в их
сходстве
и различиях
конструирования образа «Я»
человека характеризует
то,
какие конструкты выделяет человек,
и что является противоположностью полюса,
и это представляет интерес для терапии
Пример:
Факт: "Девочка без разрешения взяла деньги из кошелька матери"
интерпретация/ мнение по этому поводу
её матери
«дочь плохая, и ей не стоит доверять»
её отца
«дочь недисциплинированная»
её деда
«это не более чем детская проказа»
её самой
"это выражение протеста» родителям, спровоцированное их нежеланием давать ей достаточное количество денег на карманные расходы
Термин предложен
Кем?
Дж. Келли
Когда?
в 1955 году
Где?
в психологии личности
Зачем?
для обозначения когнитивных шаблонов
которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир»
Строение:
два противоположных полюса:
эмерджентный
полюс сходства элементов конструкта
имплицитный
полюс контраста
Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента
два из которых должны быть похожими друг на друга,
а третий - отличаться от первых двух
Как?
Прогнозирование осуществляется
с помощью приписывания объектам определённых полюсов конструктов
Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий,
он сохраняется личностью
если же прогноз не подтверждается, то конструкт
подвергается пересмотру
или исключается
Свойства:
Л.К. не усваивается извне, а строится исключительно самим человеком
он всегда определен индивидуально
Возможности Л.К. ограниченны
Он может быть применен только к некоторым объектам
Л.К. - это не обязательно дискретная оппозиция
Как правило, это более или менее дробная шкала
Л.К. не сводится к значениям
хотя и проявляется на уровне значений
Это
и способ поведения
и канал движения
и форма отношения
Л.К. отражает представления Келли о
единстве
и целостности
человеческой психики
Отличие от концепта:
Концепт
задает номинальную шкалу (класс, понятие),
Конструкт
как минимум шкалу порядка,
а фактически и шкалы более высоких уровней.
Классификация:
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Система Горностай П., Титаренко Т. (ред.Психология личности: словарь-справочник
Н. И. Повякель
Mind Map: © Ольга Виноградова 2016