Продолжаю тему ярких нью-йоркских впечатлений - сегодня о блестящем иллюстраторе Мариусе де Зайасе (Marius de Zayas).
Вот так он изображал своего друга Альфреда Штиглица
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432437-m750x740-u18bdf.jpg)
1909
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432420-m549x500-udd739.jpg)
1910
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432433-m549x500-udc480.jpg)
1913
Де Зайас (1880-1961) приехал в Нью-Йорк из Мексики, работал иллюстратором в газете, вскоре его ироничные, острые карикатурам на персонажей нью-йоркского общества стали популярны. В 1909 году Альфред Штиглиц устраивает выставку де Зайса в галерее «291», через год - еще одну выставку, на которой представленные карикатуры были вырезаны в человеческий рост из картона и расставлены на деревянном помосте, имитирующем 5-ю Авеню. Выставка имела такой огромный успех, что экспозицию не демонтировали целых полгода.
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432424-m549x500-u7e78e.jpg)
Madame-Hanako 1908
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432425-m549x500-uee33a.jpg)
Harry Houdini 1910
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432428-m549x500-ua4b93.jpg)
Gertrude Vanderbilt Whitney 1908
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432432-m549x500-u8eb1f.jpg)
Alla Nazimova
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432434-m549x500-u48750.jpg)
Al Jolson 1910
В 1910 году де Зайас едет в Париж, где видит кубистические работы, знакомится с Пикассо и, воспользовавшись тем, что родной язык для них обоих - испанский, берет у него первое большое интервью, в котором Пикассо делится взглядами на собственное творчество.
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432431-m549x500-u9de90.jpg)
Auguste Rodin and Edward Steichen 1910
По возвращении в Нью-Йорк де Зайас рекомендует Штиглицу обратить внимание на африканское искусство и вскоре в галерее «291» открывается первая в США выставка африканского искусства. Именно по совету де Зайаса Штиглиц приглашает в галерею Пикабиа и Дюшана. Де Зайас принимает активное участие в подготовке издаваемых Штиглецем журналов «Camera Work» и «291».
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432429-m549x500-u2ad06.jpg)
Francis Picabia 1914
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432426-m549x500-ubf79a.jpg)
Guillaume Apollinaire 1914
Под влиянием нового искусства меняется стиль самого де Зайаса - его шаржи становятся более геометричными, иногда даже кубистическими.
![](http://data18.gallery.ru/albums/gallery/78942--52432422-m549x500-ud597b.jpg)
Theodore Roosevelt 1913
В 1915 открывает собственную галерею (The Modern Gallery, впоследствии переименовал ее в De Zayas Gallery), после чего Штиглиц разорвал все отношения с де Зайасом. «The Modern Gallery» стала прямым конкурентом «291» - там прошли выставки Брака, Пикабиа, Бранкуши, Риверы. Де Зайас организует первую персональную выставку Пикассо в Америке.
В 1916 году де Зайас публикует одно из первых исследований современного искусства - A Study of the Modern Evolution of Plastic Expression.
После закрытия галереи в 1919 году он переехал в Париж, занимался организацией выставок, писал критические статьи. Вернувшись в Штаты написал воспоминания о том времени, когда авангардное искусство впервые было представлено американской публике.