Давным-давно, в начале девяностых, на больших экранах бушевал воскресший "Дисней". Это был его второй золотой век, от "Русалочки" до "Тарзана", когда вместе постоянно собирались безгранично талантливые люди и раз за разом творили волшебство. Этой музыке не суждено было быть вечной, стремительно развивалось CGI, мультиплексы захватил сначала "Пиксар", потом "ДримВоркс", далее подоспели "Блю Скай" и "Сони", а мышиный дом оказался оттеснен на задворки и был вынужден почти десять лет метаться между умирающей рисованной анимацией, среднего качества CGI и отчаявшимися дайрект-ту-видео сиквелами к классике.
К счастью, и это должно было когда-то закончится, и вот уже два года назад "Вольт" оказался вполне приятным сюрпризом и вообще очень милым и смешным мультфильмом, а годом позже "Принцесса и лягушка" неуверенно, но безусловно успешно вернула в строй анимацию традиционную. Оба фильма, правда, окупались в прокате с довольно тяжёлым скрипом, и следующим на горизонте внезапно оказался гибрид рисованной и компьютерной анимации, вольно основанный на классике братьев Гримм.
Что же конкретно из него получится, неясно было до самого конца. Да, картинка уже на первых кадрах казалась самобытной и красивой, но дурацкое изменение названия и реклама, из-за которой торчали знакомые зеленые уши, продать фильм фанатам старого "Диснея" никак не могла. О том, что Лассетер и компания продались или отчаялись и начали снимать свои шреки и ледниковые периоды, страшно было и подумать.
Каково же было облегчение, когда свет в зале погас, и вдруг оказалось, что не так всё, всё не так. То есть, этот неловкий пафосный закадровый монолог еще возбуждал недоверие, но уже было видно, что к самой истории создатели подошли с щепетильностью, отличавшей лучшие работы классического Диснея, равно как и практически все фильмы Пиксара. А дальше всё становится только лучше.
Безгранично обаятельная принцесса, вооруженная сковородкой и десятками метров волос, её чуть помятый и циничный, при этом не забывающий в нужный момент самоиронизировать спутник, две бессловесные твари с тонной харизмы на брата, лучшие среди своих со времен саблезубой белки, вполне себе неоднозначная злодейка, целый паб мечтательных разбойников и один романтизирующий старик. На фоне неизменно прекрасной акварельной картинки все они разыгрывают историю - тщательно продуманную, пусть и уходящую порой в банальности, удивительно лишенную эпичности, к которой мы уже начали привыкать в анимации. И это идет ей только на пользу - главное, что тот самый дух наличествует здесь от первого до последнего кадра.
И стоит только обретшему второе дыхание Менкену снова дать джазу, а героям найти себя и погрузиться в романтику под сотнями фонариков, как всё в этом фильме уже не просто встает на свои места, но возносится на тот запредельный уровень, который зовется классика. Многочисленные шутки шутят, приключения захватывают, драма драматизирует, персонажи, ведомые сценаристом и режиссерами всё того же "Вольта", бодро и энергично продвигаются сквозь фильм к триумфальной и даже чуть неожиданной концовке. Все кусочки сходятся вместе, и магия неизбежно срабатывает. Эту магию не передать в двух минутах трейлера, и маркетинговая машина "Диснея" в итоге сделала всё правильно, взявшись продать фильм как можно более широкой аудитории - неважно, как именно. Главное, что аудитория в итоге пришла, а без растаявших сердец выйти уже не могла.
Да, "Дисней" в своем юбилейном 50-м проекте вернулся наконец-то в полной мере. Усвоив, что нельзя выезжать только на компьютерном аттракционе или душевной ностальгической двухмерке, он соединил в одном фильме лучшее от обоих и другого выхода, наверное, быть не могло. Современные технологии и старое доброе сердце могут идти рука об руку, и как этого добиться, теперь поняли и на "Диснее". А Ховард и Грено - вполне себе достойное новое поколение. А значит, не просто не всё потеряно - у компании есть отчётливое светлое будущее. Осталось только его дождаться.
Click to view