На мой личный радар «Безумцы» впервые попали еще с несколько месяцев назад. Нет, популярности «Хауса», «Декстера», «Остаться в живых» и иже с ними у нового сериала от Мэтью Вайнера никогда не было и в помине, и уж тем более в нашей стране знают о нем немногие. И вместе с этим - огромное количество престижнейших номинаций и наград, статус серьезной умной драмы и одного из лучших современных сериалов, ненавязчиво заинтересовывающий мгновенно синопсис и гордое «от создателя Клана Сопрано» - вот все, что вы можете узнать об этом сериале до просмотра.
Итак, в двух словах - лето-осень 1960-го года, Нью-Йорк, рекламное агентство Стерлинга-Купера на Мэдисон Авеню и глава креативного отдела Дон Дрейпер с прошлым настолько загадочным, что о нем не знает никто, кроме него самого. А еще - под пару десятков самых разнообразных персонажей, персонал агентства от его основателей до секретарей и уборщиков, и поверьте, их очень-очень сложные и запутанные личные жизни.
Простору для сильной, впечатляющей, интересной драмы - не видно конца и края. Но о том, насколько потенциал воплощен, чуть позже, пока же о том, о чем ну никак нельзя не сказать в первую очередь, и за что «Безумцы» с самого их появления получали львиную долю наград и зрительского внимания. На таком уровне эпоха начала 60-х не была воплощена ни в едином сериале или художественном фильме никогда. Шестидесятые - вот они, ожившие, прямиком перед зрителем. Антисемитизм и сексизм, улицы, дома, магазины, рестораны и рекламные агентства, одежда и прически, столы и печатные машинки, и конечно, сигареты и выпивка (каждый персонаж тут выкуривает по несколько сигарет и выпивает по несколько рюмок за серию) - каждому любителю грамотно воссозданной на экране эпохи, в данном случае 1960-х, «Безумцев» стоит рекомендовать самым рьяным образом. Это абсолютная, стопроцентная аутентичность до самых мельчайших деталей, которая достойна оваций стоя и самых престижнейших наград, какие только существуют.
И точно также как в сотоварищах полного метра и широкого экрана, рассказывающих нам об этих временах (и лучшим сравнением тут будет как раз недавняя «Дорога перемен»), здесь буквально в каждом кадре царит… пустота. Пока прилизанные самодовольные парни из креативного отдела обсуждают за бутылкой виски свои идеи, пока заключаются сделки и контракты, мужья изменяют горячо любимым женам порой сразу с двумя женщинами, а жены сидят на кухне с сигаретами и вином и сплетничают о чем угодно - о такой-то странной соседке, о собственных личных жизнях, о модных романах и новых фильмах. Мы ясно видим, что весь этот мир - искусственен. Абсолютно пуст и жалок. Как жалки в глубине души практически все эти люди, сохранившие небольшую часть своей индивидуальности и ставшие, по большому счету, типичными сплетничающими домохозяйками и типичными парнями-в-смокингах, не знающими, ради чего живут и ради чего делают то, что делают. Многие из них скорее существуют, чем живут, и на самом деле не получают от жизни никакого удовольствия. В этом их главная трагедия. И в этом тоже - аутентичность эпохи.
С первой же серии «Безумцы» захватывают. Очерчены и доведены до нужной степени глубины все главные персонажи, создатели устанавливают баланс между непосредственной деятельностью агентства Стерлинга-Купера и личными жизнями его главных сотрудников. Играет за кадром приятный аутентичный саундтрек, сбивает с ног харизмой Джон Хэмм в заглавной роли, сценаристы блестяще прописывают очень неглупые и остроумные диалоги, это великолепный старт. Однако что это? Не успев начаться, сезон едва не убивает сам себя. Нет, атмосфера, ощущение наигранности и фальши, актерская игра и диалоги - все это на месте. Вот только самое главное - баланс - утерян. Количество сцен, посвященных запутанной личной жизни большинства этих героев, переходит все мыслимые границы, в то время как деятельность в агенстве сокращена до пары коротких диалогов за столом. И хотя до уровня санта-барбары все это не доходит, столько супружеских измен и служебных романов (причем непременно с кем-то, работающим вместе с тобой) на квадратный сантиметр экрана это определенно перебор. Ну а самой интересной из многочисленных сюжетных линий становится даже не линия Дона Дрейпера, но история Пегги Олсон, наивной молодой сотрудницы, начинающей с работы секретарем и медленно, но верно поднимающейся по карьерной лестнице, одновременно вместе со зрителем познавая все трудности и опасности этого жесткого мира.
Так все и продолжается ровно до второй половины сезона.
К огромному зрительскому счастью, начиная с седьмой-восьмой серии, первый сезон "Безумцев" стремительно начинает поворачивать в верном направлении и становится лучше и лучше с каждым эпизодом, выливаясь в по-настоящему сильном и драматичном финале. Создатели с самого начала сделали очень правильный ход, решив сделать Дона Дрейпера настолько загадочным человеком - раскрытие во второй половине сезона его прошлого это одна из самых сильных сторон сериала, к тому же позволяющая Джону Хэмму по-настоящему играть, а не просто быть невероятно харизматичным. Наконец-то вырисовываются конфликты, соперничество Никсона и Кеннеди на выборах, в котором персонал агентства играет большую роль, уделяет достаточно хронометража для восстановления баланса, и персонажи наконец-то становятся живыми, настоящими людьми, к которым испытываешь искренние чувства. Может ли великолепная вторая половина искупить скучную и малоинтересную первую? Я бы так не сказал, но она, черт возьми, подходит довольно близко. И надежд на второй сезон, в котором драматический потенциал может наконец раскрыться целиком и полностью, она оставляет огромное количество.
Вердикт: совсем не идеальный, но интересный, очень атмосферный и многообещающий старт потенциально великолепного сериала.