Поворотным моментом всей долгой и мучительной истории того, как «Хоббит» шёл к съёмочной площадке, теперь уже без сомнений, стал уход с поста режиссёра Дель Торо и последовавшее возвращение Джексона. Именно в этот момент тогда ещё не существовавший фильм в последний раз существенно изменил траекторию, впрочем, мало кто имел что-либо против - «Властелин» монолитно поддерживал свой статус одного из чудес кинематографа, и даже «Милые кости», первый провал в режиссёрской карьере, для многих указывал в положительном направлении. Мол, вот сейчас-то голодный Пиджей, в буквальном смысле, вернётся домой, разожжёт в себе былой энтузиазм, и тогда только держись.
На деле же первая треть итогового результата этой авантюры только и доказала лишний раз, что чудо - на то и чудо, что уникальный и завершённый феномен, который целиком принадлежит конкретному месту и времени, и потому по умолчанию бывает один раз и воспроизвести его нельзя. Меж тем Джексон, действительно голодный и действительно преисполнившийся энтузиазма, именно это и бросается делать, рассматривая тот факт, что материал перед ним другой, не только без приветствия, но скорее как раздражающее препятствие, которое нужно преодолеть. Единственным, что преодолевать было не нужно, стало развитие технологий, поэтому на смену олдскульной плёнке и казавшемуся настоящим последнему листку на последнем дереве пришло уменьшающее экран триде, местами ну совершенно игрушечные декорации и пресловутое ВЧК, степень сырости которого, впрочем, подавляющее большинство зрителей определить пока не в состоянии.
Что же касается контента, то по итогам стрельб навязчивое дежа-вю с прежними фильмами вызывает чуть ли не каждая вторая сцена, а изначальная дилогия, собственно, становится трилогией, с первым фильмом длиной почти в три часа и грядущей режиссёрской версией ещё на полчаса длиннее. Неудивительно, что, несмотря на все старания четвёрки сценаристов, «Нежданное путешествие» в итоге воспринимается в меньшей степени как законченное кино (ни первый, ни даже второй ВК, формально не имевший ни начала, ни конца, этим не страдали), чем именно как первый из трёх актов, искусственно растянутый до хронометража сразу полутора обычных фильмов.
На просмотре вполне очевидно, где именно растянутый, но ещё очевиднее - где нет. Ибо таких сцен ровно две. Во-первых, все эти долгие посиделки в доме Бильбо, которые почему-то многие ругают, но которые смешным, живым, приятным на глаз и слух образом устанавливает фундамент именно для того «Хоббита», что был написан Толкиеном. Во-вторых - безупречно поставленные и исполненные «загадки в темноте», которые той самой одинокой горой возвышаются над двумя часами по обе стороны от них. Часами, как раз и соединяющимися в нечто немногим большее, чем предельно бессмысленную какофонию цвета, звука, подробных флэшбэков (история длиной в тысячелетия в прологе «Братства» была рассказана, кажется, быстрее, чем предыстория Торина и Азога) и откровенного фансервиса с появлением четвёрки актёров из первой трилогии (Холм, Вуд, Ли и Бланшетт), разве что не подмигивающих в кадр.
При скоропостижном побеге из Шира в нём оказывается оставлен не только носовой платок, но и львиная доля чувства меры и однажды безотказного чутья рассказчика. История обращается кипящим котлом, в который Джексон бросает всё, что попадается под руку, но эпичность к этому процессу имеет мало отношения. К «Хоббиту» можно добавлять что угодно, и его можно сколько угодно размазывать по батону, но от этого он не станет «Властелином Колец» - он будет «Хоббитом» с балластом, «Хоббитом», в котором вынесенный прямо в название герой чуть ли не полфильма проведёт, молча где-то за спинами магов и гномов. И вот это грустно, ещё и потому, что Мартин Фриман - действительно пример идеального кастинга, но сцены, в которых ему дают играть, можно пересчитать по пальцам одной руки. Впрочем, впереди у него, как и у Джексона, ещё два фильма. Остаётся только ждать и смотреть, выльется ли вот такое первое кино во что-то действительно большее, и речь тут не только о хронометраже. И постоянно возвращаться к подозрению, что свежий и более вдохновлённый режиссёрский взгляд Дель Торо мог бы быть именно тем, в чём «Хоббит» нуждался больше всего.
http://www.kinokadr.ru/articles/2012/12/22/hobbit.shtml