Take Shelter

Feb 01, 2012 11:36




В тёмно-зелёном американском захолустье Среднего Запада 35-летний Кёртис живёт мало чем примечательной, но добропорядочной и спокойной жизнью любимого и любящего отца и мужа, честно зарабатывающего себе на жизнь, встречающего препятствия вроде глухоты дочери и не всегда достаточного количества денег, но всё-таки уверенно идущего вперёд. Одной ночью к нему начинают приходить видения. Грозно сгущающиеся тёмные облака; ливень, льющийся моторным маслом; соединяющиеся в причудливые фигуры стаи птиц; ветер, гром и молнии; буря, вот-вот готовая превратиться в торнадо. Сны постепенно переходят в галлюцинации, и что же всё это - нервное расстройство или верные признаки грядущего апокалипсиса?

Для режиссёра и сценариста Джеффа Николса это - приём, на котором повествование строится, но не зацикливается и уж точно не превращается в триллер о пророках и предзнаменованиях. В соответствии со своими независимо-санденсовским корнями, это сугубо персонажная история, в которой минутные переходы в жанр фильма-катастрофы уместно разбавляют собой рутинность, переливаясь через край разве что в паре моментов, когда режиссёру хочется устроить этакий небольшой бытовой хоррор с таинственными людьми за окном и стояниями посреди кухни. А в центре всего этого - Шеннон и Честейн, он - спокойный и не тянущий на себя одеяло (тем мощнее его немногие эмоциональные сцены), она - показывающая именно здесь лучше всего, почему же она стала в минувшем году нашим новым всем.

Но даже при всём этом фильму было бы тяжело оставить за собой долгоиграющее впечатление - слишком уж размеренно он, в конце концов, рассказан - если бы не концовка, которая, может, и не придаёт драматического накала, зато неожиданно оказывается по-хорошему очень трогательной. И если как минимум визуально она немедленно отсылает к братьям Коэнам, то тематически роднится с вовсе далёким от Николса, на первый взгляд, Кристофером Ноланом. Потому что лишь пара жестов, пара слов - а точнее, всего одно слово - и уже становится не так важно, что именно происходит в кадре на самом деле. Главное, что герой теперь не один.


кино, мнение

Previous post Next post
Up