Предлагаю вашему вниманию некоторые интересные моменты из свежего интервью О. В. Белозёрова. Интервью двольно объемное, доступно
по ссылке.
1. Про принципы построения тарифов: устранение перекрестного субсидирование низкомаржинальных грузов высокомаржинальными.
Корр.: Вы сказали, что не должны пострадать государство и грузоотправители, потому что если в результате реформы всем стало хуже - смысла в такой реформе нет. В то же время, Вы говорите, что не должны пострадать и "РЖД". В какой части?
О. Белозёров: Речь как раз и идет об инфраструктуре. Мы сейчас озадачились пересмотром прейскуранта, считаем, что он должен быть справедливым. "РЖД" как перевозчик должны отвечать только за перевозку, и не должны за свой счет либо отправителей высокодоходных грузов субсидировать угольщиков или других клиентов с дешевыми грузами. С нашей точки зрения, этим должно заниматься государство, если примет такое решение, но не через нас. Наша задача - максимально эффективно перевозить грузы. Сейчас же другая ситуация: существуют скидки на дешевые грузы так называемого "первого" класса и наценки на дорогостоящие грузы "третьего". При этом удержать дорогостоящие грузы компания не может, поскольку сразу же вступает в искусственную конкуренцию с автомобильным транспортом или авиацией.
Объясню схематично. Вот, скажем, есть груз - уголь, килограмм которого, условно, стоит 10 руб. И есть "более дорогой" - телевизор. Перевозка и угля, и телевизора, в принципе, стоит одинаково - 2 руб. Уголь как массовый груз ничем другим, кроме как железной дорогой, никто не повезет. Нам говорят - вот вам регулируемый тариф, вы повезете этот уголь не за 2 руб., а за 1 руб. А недополученный рубль возьмите с перевозки телевизора. То есть, мы телевизор вынуждены везти уже не за 2 руб., а за 3 руб. Но при этом никто не "привязывает" человека с телевизором к железной дороге, и он выбирает самолет или автомобиль, потому что так дешевле. В результате рубль "провалился", и железнодорожники идут в правительство, просят денег на восполнение этого рубля. Именно так сейчас устроен прейскурант.
"РЖД" этих денег по большому счету не надо. Пусть субсидии напрямую получат те, кто сейчас поддерживается через такую схему. Нужно поддержать угольщиков - пусть угольщики через министерство энергетики по определенным правилам получат субсидии и заплатят нам справедливый тариф - условно говоря, эти два рубля - чтобы "РЖД" дополнительно не "нагружали" владельца телевизора.
Корр.: То есть фактически сделать монетизацию льгот и уравнять перевозочный тариф для всех, сделав его "плоским"?
О. Белозёров: Да.
Корр.: Вы считаете, это реально сделать в ближайшие пару лет, учитывая, что потребуются физические деньги государства?
О. Белозёров: Переход на новый прейскурант - это один из тех серьезных вопросов, которые в любом случае нужно будет решить. Что-то можно сделать в краткосрочной перспективе, а что-то будем делать более длительное время. Да, такой подход может изменить ландшафт экономики. Сейчас наш тариф во многом ориентирован на действующую географию производств и их рынков сбыта - с учетом расстояний перевозок установлены скидки или наценки. Конечно, изменения нужно делать крайне аккуратно, поскольку у производителей тоже может изменяться себестоимость. В ближайшее время мы начнем обсуждение принципов построения прейскуранта с ФАС, с Минэкономразвития. А уже потом нужно будет делать расчеты, это очень большой, тяжелый труд. И на основании этих расчетов можно будет подумать, когда такие решения ввести.
Сделать это, в том числе, нужно в свете намерений правительства по приватизации "РЖД". Компания стоит в планах приватизации и должна проходить определенные этапы подготовки. При этом общеэкономических законов никто не отменял: инвестор войдет в компанию только с условием генерации ею прибыли. И здесь важно уходить от перекрестного субсидирования внутри компании. На средства, которые будут выплачиваться в качестве дивидендов, можно увеличить субсидирование отраслей.
2. Про некоторые изменения грузовой базы: нефть ушла в трубу.
Корр.: С другой стороны центр фирменного транспортного обслуживания "РЖД" отмечает, что из-за налогового маневра изменилась структура железнодорожных перевозок в нефтяном сегменте.
О. Белозёров: Появилась "вилка" - производить светлые нефтепродукты или продавать за границу нефть. По железной дороге традиционно везли светлые нефтепродукты, нефть отправлялась трубой. Когда изменилось налогообложение, и стало выгоднее просто продавать нефть, нефтяники ушли в трубу, а светлых нефтепродуктов не производят в таких объемах, как раньше.
3. Про планы приватизации: готовится перечень активов.
Что касается непрофильных структур, компания сейчас готовит карту таких активов и планирует вынести ее на рассмотрение совета директоров.
4. Про претензии Счётной Палаты: Сцилла и Харибда бюрократии.
- Недавно Счетная палата попеняла РЖД, что вы зарабатываете на депозитах, а не вкладываете деньги в модернизацию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Вы считаете эти претензии обоснованными?
- Деньги Фонда национального благосостояния были переведены нам на счет в установленном порядке и в установленном же порядке помещены в банк. В банке на них начислялись проценты. Если бы РЖД не получили этих денег, не разместили в банке и не получали проценты, Счетная палата посчитала бы, что компания их неэффективно использует. С их точки зрения правильно было бы сделать так: деньги пришли и сразу же должны быть направлены на оплату работ. Это логично. Но вопрос в том, как принимались решения по выделению этих денег, когда мы их получили. У РЖД в определенный промежуток времени не было проектно-сметной документации, нужно было провести торги на подрядные работы.
Поскольку нам сказали, что нельзя зарабатывать на этом деньги, нужно было разбить их по объектам и ввести казначейский учет. Во второй половине прошлого года были обеспечены и казначейский учет, и отдельные счета. Средства уже лежали без процентов. В конечном итоге, деньги никуда не ушли, остались в нашей программе, а ее утверждает правительство. Правительство сказало: да, вы эти деньги заработали, ну а раз заработали - направьте в другую точку.
5. Про пассажирский комплекс: не всё так однозначно.
Корр.: А можно ли сделать пассажирские перевозки реально хорошим бизнесом, или для "РЖД" это всегда будет планово-убыточная деятельность?
О. Белозёров: Дальние пассажирские перевозки приносят деньги, в том числе и в дерегулированном сегменте - купе, СВ, "люксе". В регулируемом сегменте - плацкарте - цену устанавливает государство. Я бы вопрос сформулировал так: могут ли "РЖД" обеспечить хорошую услугу по перевозке пассажиров в пригороде и в дальнем следовании? Ответ: однозначно могут. Плацкарт и пригород субсидируются, поскольку мобильность населения дает эффект в валовом продукте, а за валовый продукт у нас отвечает государство. Оно получает эти деньги, а дальше частично в виде субсидий возвращает на эти перевозки.
Могут ли "РЖД" что-то сделать сами? Могут, но пригородные перевозки все равно будут убыточными, и в мире еще никто не придумал, как их сделать одновременно окупаемыми и дешевыми. В Москве они не дотируются, но здесь объемы перевозок и уровень покупательной способности несколько иной. Этот вопрос всегда будет требовать особого внимания со стороны региональных властей, потому, что это их зона ответственности, и они являются основным заказчиком. В прошлом году после обострения проблемы с электричками, руководители регионов тщательнее взглянули на эту проблему и сейчас относятся к ней щепетильно. Проблемы есть, решаем.
В этом году холдинг максимально постарался снизить все собственные затраты. Будем таким же образом подходить к этой проблеме и далее. При этом считаю, что чем прозрачней и понятнее будут "РЖД", тем легче будут приниматься решения. Сейчас все свои затраты мы рассматриваем вместе с региональными властями, не торгуемся, а пытаемся объяснить. И если возможно какой-то механизм сделать выгоднее, конечно же, прислушиваемся. Доводить ситуацию до конфликта точно не будем.
ССЫЛКА